Загружается...
 

Заблуждения о боевых искусствах

Published автор admin в 2015-01-18
Сегодня я приведу очень интересное, на мой взгляд, мнение о существующих заблуждениях по поводу боевых искусств из книги К.И. Кизявка «Вся правда о боевых искусствах».

«Легенда первая: одна боевая система может быть сильнее другой.
Банальнейший для любого единоборческого тренера вопрос: «что сильнее бокс или каратэ?» Лично мной любимый вариант ответа: «Шахматы». Спрашивающий цепляется за им же созданный стереотип, будто одна абстракция может быть «сильнее» другой абстракции. Я подбрасываю ему третью абстракцию, казалось бы, не связанную с двумя предыдущими, но ум сразу не замечает подмены, и иногда получаются парадоксальные вещи – клиент вдруг осознает нелепость собственного вопроса. К сожалению, это случается иногда.
Чаще не стремящийся выйти за рамки своего собственного примитивного боепонимания индивид просто теряет связь с моими умопостроениями в виду их «ограниченности» и «оторванности от жизни». Действительно, какая может быть связь между каратэ и шахматами? … Да такая же, как между каратэ и боксом!
И ведь обижаются на глупость вопроса, когда я в отметку спрашиваю: «а что умнее – география или физика?»
Отчего люди так часто не хотят видеть очевидное?... В некоторых боевых ситуациях шахматы действительно могут оказаться гораздо более эффективным оружием, нежели бокс и каратэ вместе взятые».

(Антонова Ольга) У меня у самой такой вопрос не возникал, так как я, что на у-шу, что на айкидо пошла не ради того, чтобы научиться драться. Но вот если бы цель была именно эта, думаю, что такой вопрос у меня возник бы. Сейчас я понимаю, что драться научиться можно в любом виде. Здесь, мне кажется, важнее у кого именно учиться, у какого тренера.

Легенда вторая: настоящие методики создания супер-воинов страшно засекречены.
«Тайны мастеров Востока», «секретный удар», «сокрытое в листве» - подобные фразы прочно засели нашем сознании. В чем опасность данной легенды? В переносе «тайны» из области узкого факта в область абсолютной истины. Мы достаточно спокойно воспринимаем фразу «секреты французских кулинаров» - подумаешь, какая нам, в общем-то, разница, сколько именно соли кладут они в свой свекольный суп, ведь наш родной борщ все равно вкуснее. То есть от этих «секретов» нам ни холодно, ни жарко. И прекрасно, если бы «секреты восточных мастеров» воспринимались также непринужденно… Однако, на практике все сложно и очень неадекватно.
Незаметно для самих себя мы подменяем понятие «секрет» понятием «скрытая необходимость для улучшения нашего боя». Извините меня за прямоту, отечественные кулинары от боевых искусств, но с таким отношением к делу борща никогда не сваришь. Вся ваша жизнь уйдет на то, чтобы узнать, какова же пропорция соли в нелепой поделке из Франции. И это еще не главная беда. Куда хуже, когда подобные «кулинар» начинают рассуждать об оторванности какой-нибудь школы боевых искусств от «секретных техник Востока». То есть сами борща не сварят и другим не дадут».

«Легенда третья: мастера используют сверхъестественные способности.
Они летают, они ходят по воде, они не горят в огне, они могут телепортироваться из Москвы в Пекин и обратно. Даже от черных поясов и мастеров спорта нет-нет, да и услышишь: «Только самые великие бойцы могли убить взглядом или бегать по потолку…»

''В чем причина подобной стойкости описываемой мной легенды?
Ответ как всегда прост. Мастерство предполагает развитие навыков до такой степени, что когда происходит не только количественное изменение характеристик движений (скорость, сила, скоординированность и др.), но и качественное, то есть схема самого навыка, его форма меняется до неузнаваемости. Прием в своем базовом понимании перестает по форме хоть как-то напоминать сам себя. Например, задняя подножка становится в хорошем исполнении похожа на толчок бедром, а в исполнении настоящего мастера оказывается совершенно незаметной для глаз начинающих спортсменов. Так, собственно говоря, и рождаются легенды о самопроизвольно падающих противниках (незамеченные профанами броски) и убийствах при помощи взгляда (незамеченные профанами удары). А дальше людская молва развивает эти иллюзии до современных сказок о таинственных мастерах…
''
Легенда четвертая: красота боевого стиля в его сложности и вычурности.
Бесконечное цунами кинобоевиков Брюса Ли, Джеки Чана, Ван Дама и других кино-мастеров боевых искусств не могло не оставить глубоких следов в нашей многострадальной психике. Мне не раз приходилось слышать на соревнованиях по боям без правил вздохи разочарования типа: «Какой плохой боец! За весь бой ни разу ногой в голову не ударил!» Мы судим обо всем. Наш скудный умишко выносит оценки тому, чего он совершенно не знает. При этом он не замечает, что достаточно смешно слушать со стороны, как присутствующий на хирургической операции по пересадке сердца профан возмущенно заявляет: «А вот в книжке про Незнайку доктор Пилюлькин делал все куда изящнее!» Ну нельзя судить о бое по виденному в боевиках!
Есть, в конце концов, цирк… Все, что показывает нам кино - обычно красиво именно в цирковом понимании. Здесь практически не бывает красоты настоящей. Если актеры будут на экранах показывать действительно красивый бой, а не красивый цирк, то на демонстрациях подобных фильмов можно будет заметить только специалистов по бою, а это плохо скажется на кассовых сборах.
Поэтому остановим наше осложненное боевиками восприятие и попробуем увидеть красоту боя так, как видят ее специалист.
Красота в рациональности. В кратчайшем пути к намеченной цели. Минимальные затраты, минимальные потери. Очень красиво, когда после первого, незаметного для привыкшего к цирку зрителя, удара группа агрессоров в ужасе рассасывается по окрестностям, оставив на земле своего поверженного представителя. Не менее красиво, когда небрежно вынутый пистолет производит подобный же эффект…
«Но какой же это бой!» - возмутится какой-нибудь непонятливый читатель и будет по-своему прав.

Легенда пятая: медитации и сложные околорелигиозные ритуалы помогают в тренировках.
Горящие свечи, ровненькие пентаграммы, заклятия и проклятия, астральные удары… Кто из нас не читал об этом в мистических книжках и не наблюдал в фильмах.
Откуда пошла легенда, что все это необходимо на тренировках?
Может быть от молящихся монахов Шаолиня? Не зря, наверное, основатель их тренинга – Дарума несколько лет просидел в медитации перед каменной стеной. Возможно, рассмотрев пример этого самого Дарумы, или как его еще называют, Бодхидхармы, мы что-то проясним для себя.
Двадцать восьмой буддийский «папа» - Дарума пришел в Китай не для того, чтобы научить драться шаолиньских монахов. Как положено патриарху, этот человек нес на Восток свет религиозного учения главного «отца» - Гаутамы Будды. Так сложилось, что монахи незабвенного монастыря были чахленькими и дохленькими и не выдерживали проповедей прибывшего маэстро. Пришлось сначала создавать тренинг, укрепляющий тело религиозных деятелей, а потом уже давать им «учение о страдании и избавлении от него посредством восьмеричного пути».
Сегодня мы забыли о главном, что принес Дарума в Китай, но решили, что именно утренняя гимнастика, по ходу придуманная им, и есть это самое главное. Но и это не беда. Горе в том, что мы, все же вспоминаем иногда о религии, занесенной патриархом, и думаем теперь, что ее осколки являются «частью придуманной им гимнастики»!!! Поистине возможности больного ума безграничны. Это все равно, как если Арнольд Шварценеггер на старости лет вдруг ударится в ислам. Представляете себе, как во всех культуристических залах занятия начинаются с намаза на молитвенных ковриках, а при поднятии особо тяжелых предметов качки кричит: «Аллах Акбар!». И ведь самое болезненного, что это не выражение их религиозных взглядов, а желание стать сильными и крепкими «как Арнольд». Смешно? Так почему же вы не смеетесь, когда в залах единоборств звучат буддийские мантры, совершаются синтоистские обряды, зажигаются свечи и благовония, рисуются пентаграмм, разучиваются астральные удары?»

(Антонова Ольга) ''Я перечислила только самые крупные, «ключевые легенды» по словам автора. С какими-то я согласна полностью, с какими-то только частично. А некоторые заблуждения были и у меня.
А вы, дорогие читатели согласны ли с мнением автора? Были ли у Вас заблуждения относительно боевых искусств? Какие? Как менялось ваше мнение с течением времени и занятий?''
Пишите.