Загружается...
 

Поиск своего движения

Published автор admin в 2015-01-02
Этим летом я читала книги Вероники Ивановой из серии магия фэнтези, которые мне порекомендовал учитель. Прочитала я их запоем, в них очень много рассуждений о смысле жизни, предназначении, ведение поединка, значении сказанных слов и данных обещаний, и все они переплетены с интересным сюжетом.
В этом выпуске я хочу процитировать один из фрагментов, касающийся обучению боевыми искусствами, на мой взгляд очень интересный.

«...учитель приходил примерно раз в неделю, иногда реже. Показывал упражнение – сначала без оружия, через пару лет – с применением оного, а я… Я должен был научиться повторять предписанные движения. Впрочем, нет не повторять…
- Нет никакого смысла в том, чтобы заучивать чужие движения, юноша. Никакого смысла, - повторил учитель. – Чужие движения содержат в себе чужие ошибки, а старательно учить то, что заведомо может быть неправильно и опасно… Впрочем, многие так и поступают. Приемы, которые я вам показываю, юноша, лишь иллюстрация того, как МОЖНО действовать. Запомните и запомните крепко: важны только цель и правильная оценка собственных возможностей, а способ всегда можно подобрать… Положим, если вам понравилось яблоко, висящее слишком высоко, но вы понимаете, что сил залезть на дерево не хватает, вы можете воспользоваться подручными средствами и попытаться сбить плод на землю. Это уже два способа достижения цели. А ведь еще можно попросить, поручить, приказать, заставить… И далее, далее, далее… Я не в состоянии сделать из вас отменного бойца, но, надеюсь, моих усилий вам будет достаточно, для того, чтобы привести теорию в соответствие с практикой…

- Любопытно, почему вы никак не можете научиться попадать в одно и то же место? Мне представляется очень простой ответ: вы не хотите сосредоточиться на своих действиях. Именно не хотите. И даже не пытайтесь возражать, юноша: руки у вас достаточно крепкие, чтобы работать с этим клинком… Я бы не уделял столько внимания вашей точности, юноша, если бы в защите сей недостаток не играл очень серьезной роли… Поскольку удары наносятся на трех «горизонтах», то и парируются они примерно из тех же положений, а вы не можете два раза поставить шпагу в одну позицию… Надеюсь, вы помните, каких ранений следует особенно опасаться? Не помните, по глазам вижу.. А вам следует затвердить мои слова… В первую очередь нельзя допускать уколы в ноги, потому, что как только скорость и уверенность перемещений изменятся, вы не сможете справиться с простейшими атаками… Так же важно беречь лицо, юноша, поскольку эти ранения, во-первых, болезненны, а, во-вторых, из-за обильного кровотечения может существенно уменьшиться периметр восприятия. Что касается кистей рук, сами понимаете…»

Прочитав первую часть этого фрагмента, я начала вспоминать, насколько часто я на тренировках пытаюсь повторить движения учителя. И, мне кажется, на первом этапе это неизбежно, главное, потом осознать, что точная копия не получится, что я решаю свою задачу, и движениями "в точности, как у учителя" ее не решить. Важна именно правильная оценка собственных возможностей, особенностей моего тела (роста, веса, силы, гибкости, пластики и др.). Но насколько велик иногда бывает соблазн, просто научиться повторять движения учителя, а не решать задачу самой.

Найти новые ощущения, научиться их опознавать а потом генерировать намного сложнее, чем повторить движения и уговорить себя, что все получается отлично (особенно, если еще партнер поддается и сам падает или идет в нужную сторону). Только вот долго себя обманывать не получается, чувства удовлетворения не возникает, не выходит из головы искусственность движений, радости движения не приносят. В айкидо, благодаря учителю, я быстро распознала эту иллюзию и предпочла более долгий путь, с не такими быстрыми внешними результатами, требующий гораздо больших усилий, но приносящий чувство радости, когда наконец удается почувствовать сдвиги в сознании.

Сейчас пытаюсь уйти от повторения чужих «движений» и в повседневной жизни. Это сложнее и распознать, и изменить.
Вот, например, раньше в компании я невольно копировала мимику, жесты и слова понравившихся мне людей. Иногда это получалось, но в моем исполнении это выглядело, как правило, глупо, неестественно, наигранно, и не приносило того эффекта, которого хотелось. Гораздо сложнее придумать свои жесты и фразы, которые потом захотели копировать другие, но когда это получается, возникает чувство радости и удовлетворения.

На работе вначале я просто заполняла те таблицы, которые мне давали (повторяла чей-то опыт), действовала по наезженной дорожке, но потом поняла, что можно более эффективно (с меньшими временными затратами) решать поставленные задачи, да и таблицы можно сделать более удобными для анализа и дальнейшего использования. Проще, конечно, было не задумываться над этим и выполнять, то что поручили, гораздо сложнее изменить и доказать эффективность нового, но удовлетворенности от проделанной работы больше.
Очень интересно услышать ваши примеры, как на тренировках, так и в жизни. А так же ваше понимание приведенной цитаты.