Загружается...
 

Концепции айкидо: Shisei - осанка, поза, стойка

Published автор admin в 2014-12-20
Цитата из книги:
''«после многих лет, когда я подвергался жестким инструкциям – «Стой прямо, опусти плечи, подтяни ягодицы! – я могу утверждать, что этот аспект Будо ставит много проблем перед занимающимися, особенно если они не относятся к восточным народам.
Несомненно, что морфологически люди Запада отличаются от людей Востока. Плечи азиатов, даже если они крепкие, обчно опущены вниз от шеи, тогда как у европейцев они часто образуют прямой угол с шеей. Если исходить из того, что европейцы более склонны использовать свои плечи, чем бедра, то это только еще более усиливает напряжение и так высоко расположенных плеч.

Таким образом, возможно, европейцам требуется прикладывать больше усилий, чтобы держать плечи в наиболее низком положении и чтобы научиться больше использовать бедра. Спина должна быть прямой, а ступни должны прочно располагаться на земле. Это положение одновременно способствует лучшему дыханию и быстрым движениям.
Но я хотел бы предостеречь тех, кого навязчиво преследует идея Shisei. Кобудо никогда не пропагандировало идеи «роботизации» занимающихся. У каждого своя особенная поза. Это нормально – относиться с уважением к индивидуальному формированию позы при отсутствии осознанного стремления к внесению индивидуальных усовершенствований.

Тренировки на открытом воздухе являются великолепным способом проверить ваш Shisei. Влажная трава, камни, неровный грунт и склоны быстро сумеют изменить вашу стойку. Этот тип упражнений, несомненно, повредит эстетичности вашей техники, но он поможет вам осознать, что в приоритетах Кобудо эстетика не может достигаться ценой эффективности техники, скорее она должна быть дополнением к ней.

В концепции Shisei есть и другой аспект, не менее важный, чем первый: ментальная позиция. Эта «внутренняя позиция» отражает достоинство, честность и уважение. Это проявляется в манерах, которые не допускают грубости, неуместных жестов или обмана. Сохранение достоинства в трудные времена и в моменты радости отражает Shisei так же, как и безупречная физическая поза. Трудно сказать, какой из этих двух аспектов является определяющим, но абсолютно точно, что безупречная Shisei может быть достигнута, только когда внутренняя и внешняя поза находятся в идеальной гармонии.»''

Учитель на тренировках не раз говорил, что если ученик не готов, то бесполезно выставлять стойку, править осанку. Можно сколько угодно раз поправлять спину, бедра это не приносит эффекта, занимающийся тут же скатывается к прежней позе.
Помню, когда первый раз учитель поставил меня в правильную стойку (именно поставил, руками поправляя мои бедра, голову, руки и т.д.) я почувствовала необычайную легкость и силу, отсутствие нагрузки на позвоночник. Удивительно, насколько естественным казалось положение. Правда потом на той тренировке, как я ни пыталась поймать эти ощущения, мне так и не удавалось это сделать, тело не могло найти того положения. В дальнейшем, время от времени учитель поправлял мою стойку, иногда существенно, иногда совсем немного, затем я начала сама ловить те, запомнившееся ощущения и иногда сама находить то положение, в котором ощущала силу.

Помню, что на первом году тренировок, как бы я ни вставала, я чувствовала себя глупо, неловко. Думаю, что большинству, кто занимается, знакомы эти чувства. Вроде внешне и копирую форму, а из-за того, что нет внутренней наполненности, стойка кажется искусственной, неудобной. Очень много напряжения как в мышцах, так и в мыслях. Причем, заметила, что чем меньше мысленное напряжение (суета мыслей о том, как правильно встать, как не "упасть в грязь лицом", как выдержать напор тренера), тем более естественная и свободная будет стойка.

По себе могу сказать точно, что с помощью ума я еще ни разу в гармоничное для себя положение не вставала: только во время отработки приемов интуитивно ловила моменты, когда появлялась наполненность, сила в стойке и движениях, запоминала и стремилась к ним.
Здесь, по моему мнению, есть еще огромная роль учителя в обучении, именно он направляет мои поиски в ощущениях. Ориентируясь на его комментарии и оценки моего выполнения, я двигаюсь в своем развитии. Осознавая это, я очень осторожно направляю действия начинающих, я понимаю, что ту разницу, то изменение в их движениях, которую чувствую я, они еще не ощущают. Это, на мой взгляд, огромная ответственность.
Также я понимаю, что аналогично, те изменения, которые не чувствую я, очень хорошо видит учитель. Так, мне кажется, и проходит обучение.
А что думаете вы, уважаемые читатели. Жду ваших писем.
С уважением, Оля
Olgant81 в yandex.ru