Загружается...
 
Размышления об Айкидо. Исторический блог от Антоновой Ольги.
Published автор admin в 2014-12-05
В этом выпуске хочу представить Вам, уважаемые читатели, интересную статью, которую я прочитала в письме одной из подписчиц:
"Достаточно часто, читая форумы, листая книги или беседуя с непосвященными, я сталкиваюсь с вопросом, сомнением или твердой уверенностью, что Айкидо в условиях улицы неэффективно или настолько малоэффективно, что лишь увеличивает риск для практика".
Многие замечательные мастера, боясь потерять учеников, дают Айки-до как систему самозащиты. Нельзя их за это порицать, потому что это не только меркантильное желание увеличить доход, но и забота о людях, которые в любой момент могут подвергнуться опасности нападения.
Сразу же определимся: Айки-до, как его преподают сейчас в нашей стране - это не более чем гимнастика. О-сенсей вел формирование своей системы от моментального и жестокого Дайто-рю Айки-дзюцу, имел опыт применения боевых искусств в ситуации реальной угрозы для жизни. Он был сначала воином, потом учителем. Мало кто из ныне преподающих мастеров имеет столь же разносторонний опыт.
Какой выход для себя видят учителя? Смириться с малоэффективностью Айкидо и отнекиваться фразами, что, дескать, это вопрос индивидуального развития? С загадочной улыбкою говорить, что все впереди? Намеренно затягивать получение пресловутого "черного пояса", то есть изначально тормозить осознание учеником себя как мастера? Или - другая крайность - намеренное ужесточение техник, проведение их с высокой мышечной нагрузкой, чтобы ученики не думали, что "их" Айки-до - малоэффективно? Как бы то ни было, это уход от сути Пути Мира.
Какие я вижу выходы из положения, в первую очередь для себя:
- я сразу предупреждаю, что я не преподаю боевое искусство,
- я предпочитаю в начале дать три-четыре простые техники от разных атак, чтобы у учеников была база для формирования СОБСТВЕННОЙ системы самозащиты,
- постоянным напоминанием ученикам, что победил не тот, кто всех поубивал, а тот, кто сумел избежать схватки.
Конечно же, не все будут согласны с этой точкой зрения. Большинство начинают заниматься, насмотревшись фильмов про боевое искусство, в частности, со Стивеном Сигалом. Задачу самоутверждения и становление "самым крутым" они могут решить и за пределами додзё, поэтому от таких учеников надо избавляться в первую очередь.
Далее, я бы рекомендовал вежливо и тихо удалить из зала людей, исполненных благородных замыслов научить самозащите себя и своих близких.
Еще категория людей, которым "интересно" - пожалуй, самый распространенный контингент любого додзё. На них не стоит обращать внимания. Они все решат сами.
В предыдущем абзаце я явно высказывал мнение, что задача мастера - избавиться от ученика. Как? Решайте сами, каждый человек уникален. Двоякость такой точки зрения в том, что каждый ученик - сомнение.
Оставить или выгнать? Ошибочное решение или правильное? На этот вопрос может ответить лишь само Айки-до. Каждое мгновение воин рискует. Айки-до - истинное будо - лишь подготовка к этому риску.
И все-таки, спросите вы, а как же быть с Айки-до на улице? Все просто. Разница между Айки-до и Айки-дзюцу только в написании и смысловой нагрузке. Точно такая же разница в исполнении техник.
Айки - гармония с духом. Если внутренне вы полны решимости защитить себя и сохранить жизнь человека, вас атаковавшего, то даже прямой удар в горло будет безобиден. Если же вы полны страха и злобы, то даже самая
мягкая техника может искалечить человека.
Ai - гармония, совпадение
Ki - дух, внутренняя энергия
Напоследок хотелось бы сказать про разницу между "до" и "дзюцу". Это не разница. "Дзюцу" - это искусство, умение. "До" - это учение.
Заметьте, что ни тот, ни другой слог не подразумевает навязывания
какой-то определенной формы действий. Только предположительный образ".

Эта статья напомнила мне слова моего учителя, что любой стиль Айкидо сегодня не может быть реальным по очень простой причине - нет практики настоящего боя с угрозой смерти, когда любая ошибка, неточность может стоить жизни, действия принимают совершенно другую окраску. Только практика рождает настоящего воина. Согласитесь, одно дело вставать в пару с партнером и делать прием, зная, что максимум за твои ошибки, он обозначит удар или не очень болезненно его нанесет, и совсем другое дело, когда за ошибку я лишаюсь своих частей тела или жизни. Я думаю мои действия, настрой в том и другом случае будут совершенно разными.
Поэтому мне кажется глупым требовать от Айкидо, да и от других единоборств реальности. Ведь даже в боксе, каратэ, борьбе, самбо на рингах слишком много условностей, которые вызывают у спортсменов неадекватные действия и неготовность к атаке (например, в одних правилах в голову и пах не бить, в других запрет на захваты). И получается, что вроде спортсмен, и драться умеет, и на соревнованиях побеждает, а в уличной драке нарывается на нож...
Конечно, занимаясь единоборствами, ученик крепнет физически, улучшается его координация и увеличивается скорость движения, становится быстрее реакция, т.е. человек получает некоторые навыки, но это совсем не значит, что он сможет победить или защитить себя в уличной драке, просто у него повышаются шансы на это, но не более того.
Для меня гораздо более интересной задачей является не поиск реальности в айкидо, а возможность с помощью Айкидо изменить себя, приобрести психологические навыки, помогающие в повседневной жизни, познать себя.
Уважаемые читатели, интересно узнать причины Вашего стремления заниматься Айкидо или интереса к нему
Пишите, Антонова Ольга.
Published автор admin в 2014-12-02
Эту статью я хочу посветить тем ощущениям и чувствам, которые я испытываю, вставая в пару с большим, высоким, сильным партнером. Это настоящее испытание для меня.
Как уже не раз говорилось, в Айкидо очень важно перевести силу противника против него самого, использовать его силу. Но для этого сначала необходимо научиться чувствовать направление силы, которую дает партнер, что невозможно, если не расслабиться и раствориться в ощущениях.

1. Вставая в пару с сильным партнером, я как Укэ столкнулась с тем, что партнер меня ведет, куда он хочет, независимо от того, удобно мне туда идти или нет, естественно ли мое движение в ту сторону, гармонично ли оно сочетается с моим первоначальным движением. Все мои попытки своими действиями показать более естественное направление моего движения встречают только еще большее напряжение со стороны партнера, выкручивание моих рук и т.п. Когда я договариваюсь с партнером, что постараюсь показать то направление, в котором мне удобно уходить на страховку, например, или на завершение приема, а, следовательно, партнер с гораздо меньшими усилиями добьется результата, получаю его согласие, он пытается расслабить свои мышцы, почувствовать мое движение, но сталкивается со своими привычками действовать силой, которые мешают ему почувствовать мое движение. Я думаю, именно эта привычка создает сложности большим и сильным людям в айкидо. Ведь более слабый партнер все равно пойдет туда, куда поведет более сильный, и создается иллюзия, что прием получается. Эта иллюзия может исчезнуть только тогда, когда человек встанет с равным ему по силе или превосходящем его.

2. Далее наступает моя очередь действовать в качестве Нагэ (защищающегося, делающего прием). У меня пока еще мало опыта, чтобы, не напрягаясь работать с сопротивлением партнера, естественно я начинаю применять силу, это основная моя ошибка: я начинаю действовать силой против силы, начинаю бороться. А так как сила партнера существенно больше я проигрываю. Учитель на тренировке не раз говорил мне, что жесткость и сила партнера не должны вызывать во мне ответную жесткость и напряжение.

"Представь, что тебя никто не держит", - говорил он мне, "просто подними руку". Но это оказывалось совсем не просто. Как я не пыталась представить, что меня никто не держит, не получалось, и я начинала тащить, тянуть. Особенно это было обидно, когда осознавала, что учитель держит совсем слабо и я борюсь сама с собой.

Итак, моей задачей стало не напрягать руки и плечи при выполнении приема независимо от того, кто и как меня держит, продолжать сохранять расслабленное состояние тела, но при этом не потерять настрой, дух. Тогда становится возможным принять силу партнера и перевести ее себе на пользу.

Вспоминая тренировки, могу еще сказать, что еще одним фактором, сильно снижающим боевой дух, настрой является для меня страх или предчувствие, что с большим и сильным партнером будет тяжело работать, т.е. наличие прошлого неудачного опыта. В этом вопросе мне с мертвой точки помогло акцентирование внимания на прошлом удачном опыте, когда например, учитель позволял на себе сделать или помогал сделать с партнером, а также концентрация на себе, внутреннее спокойствие и решительность. Интересно, что, таким образом, постепенно растет уверенность в себе, которая начинает проявляться и в жизни.

Ниже я опишу свои размышления о том, как задачи, поставленные перед слабым и сильным партнером в айкидо, могут повстречаться и в жизни.
Если провести аналогию с жизнью, то получается, что основная задача «сильного» в какой-либо сфере человека - это почувствовать желания и стремления более слабых, что позволяет с гораздо меньшими усилиями добиться тех же результатов. Например, начальник отдела, привыкший ставить цели и добиваться результатов не смотря на настроение и желания подчиненных, тратит очень много лишних усилий. Но даже если переговорить с таким человеком, добиться его согласия обращать внимание на своих коллег, то еще некоторое время его прежняя привычка останется и будет доминировать.

Задача «слабого» (например исполнителя или подчиненного или начинающего работать студента), не пытаться соперничать, бороться, а принять силу, сохранить спокойствие и уравновешенность, что позволит перевести эту силу себе на пользу.

С уважением, Оля
Published автор admin в 2014-12-01
Я хочу вернуться к качествам, необходимым для плодотворных занятий айкидо и достижения результатов.
Еще раз повторю все пять качеств:
1.Терпение (настойчивость, упорство).
2.Доверие (вера, ответственность)
3.Скромность (смирение)
4.Гибкий ум
5.Открытость (прямота, искренность, непредубежденность).

Для меня четвертое и пятое качества сильно пересекаются друг с другом.
Именно гибкий ум позволяет воспринимать новую информацию, быть открытым, суметь встать на другую точку зрения, изменить или расширить свое мышление.
Очень хорошо почувствовала этот момент, когда совсем недавно сходила на семинар по айкидо, который вел сенсей, работающий в другом стиле айкидо, у него своя школа, свое представление. Мое слушание прошло три стадии:

1. Отталкивание нового. Мне нравится то, чем и как я сейчас занимаюсь у своего учителя. Я нахожу это правильным для себя, отвечающим моим внутренним убеждениям (не исключаю, что мои убеждения возникли и основаны на убеждениях учителя). И вдруг появляется другая манера выполнения знакомых техник. Первая реакция – возмущение и неприятие – защитная реакция своего «детища» в виде недавно родившихся убеждений. Это проявление негибкого ума, на мой взгляд и предубежденности (признак закрытого ума).

2. Взгляд со стороны. Я вышла из этого состояния сценарной реакции и посмотрела на себя со стороны, задав вопрос: «Почему я так возмущаюсь?» Это позволило оставить эмоции и взглянуть на новую манеру более трезво, изучающее.

3. Изучение новой информации. Я задала себе вопрос: «Что интересного, необычного, полезного я могу извлечь для себя, почему они делают техники именно так?». Я стала более внимательно слушать тренера, проводящего семинар. Естественно появились вопросы и недопонимание, но главное, ушло неприятие и семинар прошел для меня более конструктивно. Я смогла уйти от деструктивной критики и нашла для себя новые положительные моменты. Здесь, мне кажется просматривается изменение подхода к информации, проявление открытого ума и готовности измениться.

В повседневной жизни я также научилась улавливать эти три стадии, главная из них, мне кажется, вторая. Именно суметь выйти из сценарного поведения наиболее важно. Тогда третья стадия (конструктивная) наступит автоматически. Об этом очень хорошо пишет Джеймс Редфилд в своей книге «Селестинские пророчества», которую рекомендует в своем курсе очищения Татьяна Морозова. Именно благодаря этой книге я начала замечать и оценивать эти моменты.
Новое, непривычное всегда сначала воспринимается большинством негативно. Только по прошествии времени оно принимается, важен именно этот промежуток времени, Мне кажется, чем он меньше, тем лучше.
Жду ваших писем и рассуждений. Всегда с удовольствием их читаю.
С уважением, Оля
Published автор admin в 2014-11-25
Вторая ошибка, через которую я прошла (она и сейчас, конечно, возникает, но, надеюсь, уже меньше) - это вялость и пассивность при атаке.

Как говорит наш учитель: «Вы при захвате не держите руку, а держитесь за руку». Я довольно долго этим страдала, пока учитель не начал акцентировать мое внимание на атаке несколько тренировок подряд. Эти акценты, как правило, сводились к обозначению атеми или болевым приемам. Боль, оказывается, помогает собраться и не повторять по несколько раз ошибки, она заставляет проснуться и начать думать, а не делать прием или атаковать на автомате.

У меня всегда было одно оправдание моей слабой, вялой, ненастоящей атаки: я боюсь сделать партнеру больно, боюсь, что мой удар попадет в цель. Хотя объективно, если рука попадет по голове, то ничего не случится. Но в то же время нагэ поймет, что если будет медлить, то удар может попасть в цель и более внимательно начнет относиться к действиям партнера.

На тренировках не раз убеждалась в словах учителя, что неправильные атаки укэ порождают неправильные ответные действия нагэ и нагэ привыкает реагировать неправильно, неестественно, и эти навыки закрепляются. Много раз говорил учитель, что укэ обучает своими действиями нагэ, а не наоборот, поэтому вялость и пассивность недопустима в атаках, т.к. порождает ответную вялость. Чему научится нагэ, если укэ как «тряпичная кукла» повис у него на руке и безвольно идет туда, куда его ведут. Какой вообще смысл для наги делать прием, если со стороны укэ нет угрозы. Кроме того, такой укэ не готов к ответной атаке, к изменению приема, он не сможет увидеть и использовать ошибки нагэ. И конечно, в вялых атаках нет присутствия "здесь и сейчас", нет осознанности действий.

В жизни "спящие" укэ напоминают зомби, которые не живут, а существуют. Работа, дом, дом, работа. Большинство даже не замечает изменений окружающего мира, они погужены в свои, как правило, тяжелые мысли. Жизнь становится похожа на утомительную болезнь. Отрешенный взгляд, хмурое лицо, уставший вид, такую картину я раньше видела каждый день по утрам в автобусах. Так и хочется сказать:"Проснитесь, начните жить!"

Мне проснуться, я считаю, помогли два момента: это тренировки айкидо и курс очищения Татьяны Морозовой. Я смогла посмотреть на себя со стороны, выйти за рамки своего сценарного поведения и понаблюдать за собой. Это очень интересный опыт, но его долго описывать... Если Вам интересно, уважаемые читатели, пишите и тогда я посвящу этому отдельный выпуск.

Вот вкратце я рассказала о двух крайностях атаки на тренировках айкидо. Для меня до сих пор остается загадкой, как выбрать золотую середину, как быть одновременно мягкой и продолжать атаковать, т.е. давать силу и при этом не давить. Я знаю, что это возможно, т.к. учитель не раз показывал, как можно атаковать, мягко двигаясь, не сопротивляясь, но сохраняя атакующий дух.
Жду Ваших писем.
Published автор admin в 2014-11-23
Этот выпуск я хочу начать с выдержки из письма одного из читателей: «Как говорил наш тренер, у нас укэ не совершенные. Когда на них делают прием, уке превращается в тряпичную куклу или вообще спит, один потом просыпается, когда ему нужно делать прием, другой засыпает. Настоящей атаки нет…»
Думаю, что «спящие» у-кэ встречаются практически на любых тренировках. Интересно получается: с одной стороны большинство занимающихся хочет реальности от айкидо, с другой стороны мало кто реально атакует. Исходя из своего опыта занятий я хочу описать ошибки, через которые прошла или еще продолжаю проходить.

Первая моя ошибка - это сопротивление. Когда я, прозанимавшись месяца три, вставала в пару с теми, кто ходит подольше (год или два), мне все время было интересно узнать, а справится ли партнер, если держать руку со всей силы и не дать сделать и при этом в глубине души радовалась, когда у партнера не получалось. В свою очередь как Нагэ, я злилась и на себя и на партнера, если не получалось у меня. Наиболее часто задаваемый вопрос тренеру был: «а что делать, если партнер туда не идет?». Тренер терпеливо отвечал на эти вопросы и показывал (теперь я понимаю, сколько для этого нужно терпения…).

Теперь постепенно я начинаю понимать насколько глупо изо всей силы упираться и держать руку партнера, забыв при этом, что у него есть другая рука, две ноги, которыми он может ударить. Некоторые занимающийся совершенно забывает про атеми (удары) в лицо, голову, спину и т.д. Кроме того, партнер может сделать другой прием, в ту сторону, куда я легко пойду (от неожиданности). Ему совершенно незачем тащить меня в заранее запланированный прием, но если мы договорились заранее отрабатывать один прием, то почему он как Нагэ, выполняет свои обязательства, а я как Укэ – нет?

Второй момент, почему не имеет смысла сопротивляться: Тренер не раз задавал вопрос: «а чему вы учите партнера и учитесь сами, сопротивляясь.?», «Что ценного вы приобретаете?». Ведь сопротивляясь и изо всех сил не давая сделать партнеру, мы теряем чувствительность, которая позволяет нам войти в гармонию (в соответствие) с движениями партнера, а, следовательно, в будущем даст возможность использовать его действие на пользу себе. Сопротивляясь, я теряю контроль над партнером, я не успеваю оперативно отреагировать на изменения его действий, я оказываюсь не готова, к атаке с его стороны.

Конечно, есть отдельные упражнения, где наоборот ставится задача поупираться (удержать руку, например), но это специальные задачи, которые позволяют приобрести определенные навыки.
Действия сопротивляющегося Укэ в повседневной жизни мне напомнили поведение человека, выбравшего единственный по его мнению путь достижения цели и решившего никуда с него не сворачивать. Такой человек не видит другие предложения жизни, которые возможно быстрее приведут его к поставленной цели, он закрыт для информации, упорно продолжает идти, как бы трудно не было (держит за руку партнера, не давая сделать прием), до тех пор пока жизнь не изменит резко условия (Наги использует другой прием или удар), например, болезнь, потеря работы и т.п. Человек оказывается в недоумении, он вынужден изменить свои действия, открыться для новой информации.

Возможно, уважаемые читатели, Вы встречались с такими Укэ на тренировках и в жизни, а может быть отчасти увидели в этом и себя… мне будет очень интересно почитать Ваши размышления.
До следующего выпуска.
С уважением, Оля.
Published автор admin в 2014-11-18
В ответ на прошлый пост, где я перечислила качества ученика, необходимые для достижения результатов в айкидо, я получила письмо, в котором девушка рассказывает, что заменила бы качество "скромность" на без-эговость, так как скромность ассоциируется со страхом, воспринимается как одно из "плохих" качеств. В этом выпуске я опишу свое понимание скромности, применимое к тренировкам айкидо, основываясь на своем опыте, размышлениях и рассуждениях тренера.

В данном случае, наверное, для меня ближе слово смирение, оно больше раскрывает, на мой взгляд, мысль, что для того, чтобы чему-то научиться, необходимо признать для себя, что здесь я ничего не знаю, что начинаю с нуля.

Каждый из нас, наверное, в своей жизни испытывал неловкость, когда в первый раз брался за новое дело. Например в айкидо, когда я первый раз делала прием, то чувствовала себя глупо, стеснялась, особенно эта неловкость усиливается, если на меня еще кто-то смотрел. Почему возникает это чувство, почему я боюсь показаться неловкой, неумелой? Почему-то сразу хочется сделать правильно, хорошо. На самом деле очень сложно признать, свое неумение. И причина всему этому, мне кажется, собственное Эго. Мне очень понравилось слово без-эговость.

Когда я наблюдала за своими чувствами во время тренировки, то заметила, что мое эго иногда выходит вперед меня, и я показываю своими действиями, что знаю и умею больше, чем партнер, это так тешит собственное самолюбие! К счастью, у меня это проскакивало редко: я всегда задаю себе вопрос, а насколько я права, поступая так, чему я учу партнера своими действиями, насколько это правильно. Эти вопросы и не давали мне возгордиться тем, что я больше знаю и умею. Кроме этого, я всегда признаю авторитет тренера, что бы он ни показывал и ни говорил, даже если это слышу или вижу не в первый раз и мне кажется, что я все это знаю, я стараюсь воспринимать информацию так, как будто это происходит впервые. И при этом действительно открывается множество новых моментов, так как меняется уровень моего развития. Это как будто одну и ту же книгу в разном возрасте читаешь, и воспринимаешь ее каждый раз по-новому. Одна из сложных задач, на мой взгляд, услышать то, что говорит тренер. Ведь бывает, что он сотню раз скажет, и только сто первый будет услышан.

Как-то после тренировки тренер обозначил проблему старших учеников: прозанимавшись пять, шесть лет, получив 1 дан, ученик начинает думать, что уже многое знает и умеет (у меня совсем немного возникало это чувство, но тренер его быстро рассеивал), и ученик начинает уже не так внимательно слушать тренера, а, следовательно, перестает учиться, думать, изменяться. Это очень было заметно, когда тренер перешел на новую методику обучения, новую школу, появились новые требования к кю и сдавать нужно заново, начиная с пятого. Многие старшие не перешли на новую программу, не смотря на то, что признавали ее действенность. Они не смогли смириться с изменениями, не смогли признать себя снова начинающими и учиться заново. Это в вкратце о смирении в процессе обучения.

Еще я хочу рассказать о смирении на тренировках. Тренер часто обращает наше внимание, на необходимое качество Укэ: уметь признать свой проигрыш и достойно сдаться, ведь в течение приема есть моменты, когда еще имеет смысл сопротивляться, а есть, когда единственный выход - сдаться. Их необходимо это почувствовать, что возможно только в том случае, если мозги не затуманены желанием победить.

Скромность (смирение) ничего общего не имеет со страхом сделать неправильно, и поэтому бояться делать вообще. Страх неправильно сделать затмевает возможность изучать движение, т.к. голова полностью занята мыслями, а туда ли я иду, так ли поставила ногу и повернула руку, в ней не остается места, для того чтобы жить движением, чувствовать его. Как только я это осознала, я стала гораздо меньше зацикливаться на себе, на оценке правильности своих действий и "дела пошли в гору". Я смирилась с тем, что могу ошибаться и это совершенно нормальный процесс обучения. Я перестала бояться делать новые, незнакомые для меня движения, пробовать, экспериментировать. И в результате появилось ощущение свободы, независимости. Это очень приятные чувства.

Очень хочу услышать от Вас, уважаемые читатели, Ваше мнение и опыт. Как и когда Вы ощутили, что думаете об этом качестве, необходимом для ученика?
Published автор admin в 2014-11-14
В этот раз я хочу описать только свои рассуждения о доверии на занятиях айкидо, а также в повседневной жизни.
Занимаясь айкидо, я столкнулась с тем, что некоторые моменты не могу объяснить логически, умом. Их невозможно проверить. Всю жизнь я склонялась к точным наукам, к цифрам, где все логично и доказуемо, можно вывести одно из другого. Года четыре или пять назад меня стали привлекать вещи, которые на первый взгляд кажутся абсурдными и не поддаются логическому объяснению. Чудесные выздоровления людей, например. Эффект силы самовнушения. В них можно только поверить, принять, убедиться (увидеть), что это работает…

Айкидо, мне кажется, является одной из этих категорий. Многое из того, что показывает тренер не поддается вообще объяснению (несгибаемая рука, увеличение веса так, что два здоровых мужика не могут поднять его тело или легко подняв, вдруг падают под его тяжестью), но ведь он это делает, остается только принять, что это возможно. Когда я увидела подобные вещи, возникло желание научиться этому. У меня вопрос о занятиях айкидо решился быстро, я не смотрела на другие школы и до сих пор особого желания не возникает поближе с ними познакомиться, хотя летом мы ходили по другим тренировкам и участвовали в местных фестивалях и совместных тренировках. У кого-то, возможно, этот выбор проходил более осознанно, может вы побывали сначала на тренировках у разных учителей.

Далее если возникает цель занятий, то встает вопрос, кто поможет достичь цели, кто приведет меня к ней. На этом этапе происходит выбор тренера, мне кажется, здесь имеют полное право быть сомнения (возможно, по-хорошему надо оценить, что может он, что могут его старшие ученики, но у меня этого не было, я считаю, что мне просто повезло, что я попала именно к тому тренеру, у которого сейчас занимаюсь). Но произведя оценку и сделав выбор, я доверяюсь тренеру и уже не сомневаюсь в методах его обучения. Если возникли сомнения, мне кажется надо или их тут же для себя разрешать или уходить к другому учителю. Потому что с сомнениями в голове, мне кажется, нереально научиться чему-либо, добиться результатов. Если почти каждое слово тренера я буду ставить под сомнение, то больше сил и энергии уйдет на борьбу с этими сомнениями и на самокопание, а не на достижение результата.

По жизни я заметила, что есть периоды когда сомнений нет и я принимаю решения, не задумываясь (хотя в последствии бывает, что отказываюсь от принятых мною решений, но они приносят бесценный опыт), а есть периоды, когда гложет что-то внутри и возникают сомнения, то ли я делаю, и, подумав, я понимаю, что хочу изменить свои действия и заняться другими вещами.

Есть противоречие, которое я для себя решаю до сих пор: с одной стороны, ставить под сомнение методику обучения учителя глупо, с другой стороны, слепо довериться человеку и ничего не видеть вокруг тоже плохо. Нужна как всегда золотая середина, как ее найти?? Для себя, например, я выбираю довериться интуиции, сердцу, как говорится, иду туда, куда больше хочется, понимая, что куда бы я не пошла, для меня это будет в любом случае положительный опыт (независимо от того, удачный он или нет).

На сегодня мне очень нравится заниматься айкидо, я с упоением читаю о нем, слушаю тренера, хожу на тренировки, изучаю принципы. Возможно, потом интересы сменятся и мне это будет не нужно, а возможно, я наоборот, еще глубже погружусь в эту тему, но это будет в будущем. А сейчас я предпочитаю довериться тренеру, методикам его обучения, прекрасно понимая, что с вершины его опыта видно гораздо больше, чем мне со своей.

Это мои рассуждения по поводу доверия учителю, его методикам обучения, его школе. С удовольствием прочту то, что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели.
Пишите по адресу olgant81 в yandex.ru .
C уважением, Ольга Антонова
Published автор admin в 2014-11-12
Мне кажется, эти качества исключительно необходимы при любом обучении, если мы действительно хотим познать изучаемый предмет и достичь результатов.
Итак:
__''"Единственный путь изучать Кобудо с каким-то результатом - взять за основу следующие пять элементов:
1.Терпение (настойчивость, упорство).
2.Доверие (вера, ответственность)
3.Скромность (смирение)
4.Гибкий ум
5.Открытость (прямота, искренность, непредубежденность)" ''__

На мой взгляд, с самого начала тренировок необходимо помнить об этих качествах и уделять им особое внимание на тренировках. Отсутствие хотя бы одного из них удлиняет путь познания или преграждает его.

Терпение
Это качество я бы отнесла и к процессу обучения в целом, и к отдельным тренировкам, и к проведению каждого приема в течение тренировки. Мне кажется, большинство из нас хочет получить все навыки сразу и желательно побыстрее.
Не буду говорить о других, расскажу о себе. Естественно, видя как легко тренер проводит любой прием, как бы сильно его ни держали и ни сопротивлялись ему, я хотела этому научиться. Я внимательно следила за его движениями, пыталась скопировать форму, спрашивала как в том или ином случае поставить ногу, повернуть руку, чтобы легче и быстрее уронить партнера. Я вдавалась в частности, упуская суть, общее. Когда я осознала, что, повысив общий уровень своего развития, я "побочным эффектом" получаю ту легкость проведения приемов и использования силы противника для его поражения (и в результате внешняя форма, точный угол поворота и т.п. приходят интуитивно), во мне стали бороться два желания. С одной стороны хочется побыстрее достичь видимых результатов, а это возможно (в краткосрочном периоде), если использовать механику движения и применить силу, особенно, если партнер физически слабее. С другой стороны, я понимала, что для получения более прочных результатов нужно развивать свою внутреннюю силу, чувствительность, познавать и вникать в суть движения, но это более трудная, непонятная, сложная задача. Вспомните сколько нужно терпения, чтобы повторять одни и те же приемы, движения по несколько сотен раз, по несколько лет, особенно, когда нет видимых результатов.

Сейчас я выбрала второй путь, отказалась от стремления к быстрым результатам за счет физической силы, и, самое парадоксальное, отказавшись от них, я (по словам тренера) стала быстрее продвигаться.

Далее про приемы.
При проведении приема, несколько раз ловила себя на том, что, считая "раз", я мысленно ухожу уже в счет "два", продумывая как его сделать. Еще не завершив первое действие, я стремлюсь начать второе. Нужно терпение, чтобы завершить первое действие, зафиксировать его, остановиться. Только терпеливо ожидая в каждой контрольной точке, куда стремится партнер можно использовать его силу.

Этот навык легко перенести и на проведение разговора в повседневной жизни.
Например, не раз были моменты, когда, пытаясь в чем-то убедить собеседника, я задавала вопрос и, заслышав первые его слова, примерно уловив направление его мыслей, уже прокручивала в голове, что скажу в ответ. Я витала в своих мыслях о том, какие бесспорные аргументы можно привести в защиту своей правоты вместо терпеливого слушания его ответов. В результате я пропускала изменение хода мыслей собеседника, ключевые фразы и мои аргументы быстро устаревали и становились неактуальными. И это, конечно, не приводило к нужным результатам.
С уважением, Антонова Оля.
Published автор admin в 2014-11-08
В этом выпуске я хочу коснуться вопроса, который осознала не так давно и который заставил меня удрученно улыбнуться и задуматься… То, чему я учусь на тренировке, я умела в детстве!!!
На тренировке мы заново учимся правильно, с точки зрения затрат сил и энергии, стоять, дышать, двигаться. Много времени уделяем стойкам, шагам, дыханию. Помню, сколько восторга было, когда тренер первый раз выставил мою стойку и в результате я совершенно без усилий удерживала довольно сильное давление через руку на корпус, хотя до этого удерживать тоже получалось, но напрягались мышцы и руки, и плеча, и ног.
Кроме того, я часто удивляюсь, насколько сильны естественные движения тела, которые делаются без напряжения мышц.
Например, упражнение кокю-хо, когда партнеры сидят на коленях друг перед другом, один другого держит за руки, а другой руки поднимает вверх. Делается это упражнение на каждой тренировке и каждый раз это мини-исследование. Когда я думаю о том, что меня держат, то очень тяжело поднять руки, напрягаются и поднимаются плечи, прерывается дыхание от натуги, самое интересное, что руки тяжело в этом случае поднять, даже, если держат совсем не сильно... Далее я пробовала сконцентрироваться на своих руках (а не на захвате партнера), стало немного легче, но принципиально ничего не изменилось. Тренер несколько раз предлагал представить, что хотим поправить челку, и просто поднять руку к голове и сделать это. Действительно, как только я смогла отвлечься от захвата, концентрации на поднимании рук, а просто подняла расслабленную руку к голове, партнер не смог удержать... Чувство радости переполняло после этого :-) В дальнейшем время от времени удавалось без напряжения мышц поднять руки, но происходило это случайно, запомнить и повторить целенаправленно эти ощущения не получалось.
Как-то после тренировки по дороге домой я озвучила мучавший меня вопрос: ведь в детстве мы все естественно двигались, стояли, правильно дышали. Не уставали в течение дня, хотя двигались не в пример больше, чем будучи взрослыми. Дети целостны в своих движениях, они живут здесь и сейчас. Тренер на одной из тренировок предложил вспомнить как трудно у маленького мальчика разжать кулак, чтобы, например, забрать монетку, которую он не хочет отдавать. Он очень сильный, так как он целостный в своем стремлении. Куда делись эти навыки? Куда ушли?
Тренер очень просто ответил на этот вопрос: воспитание, запреты, садик, школа, сидение за партами, подавление желаний правилами поведения и т.д. и т.п.
Дальше развивается мысль очень легко, особенно, если вы читали, например, Курпатова о том, как страхи зажимают мышцы.
В нескольких книгах читала, что ребенок слышит слово "нет" в 17 раз чаще, чем слово "да". Правила поведения в обществе, общественная этика подавляют желания и естественные порывы ребенка, появляются запреты, стеснения, что приводит к потере гибкости, пластичности, целостности в движениях... И вот, когда мы вырастаем мы заново учимся плавно и естественно (целостно) двигаться и дышать.
На мои восклицательные удивления по этому поводу, тренер ответил, что, возможно, это не так уж и плохо, что это движение по спирали и мы обретаем эти навыки на новом витке развития, на следующем уровне, более осознанно, что дает нам возможность познавать свою сущность и развиваться дальше...
Published автор admin в 2014-11-03
Эго и айкидо несовместимые понятия. Эго не позволяет обучаться, воспринимать информацию. Чтобы развиваться, свое эго необходимо оставить за пределами додзе.
Существует пять качеств, которыми должен обладать занимающийся айкидо (думаю, что это применимо не только к айкидо): терпение (упорство), доверие (вера учителю, которого выбрал), скромность, гибкий ум, открытость (восприимчивость нового).
По собственному опыту могу сказать, что если нет хотя бы одного из них, то процесс обучения проходит неэффективно.
Сегодня я хочу описать три основных момента проявления своего эго, которые я испытала, занимаясь айкидо (возможно их было и больше, но я пока заметила три).
Первый момент. Я только пришла заниматься. У меня за плечами был пятилетний опыт занятий у-шу, а, следовательно, определенные навыки двигаться. Я быстро запоминала последовательность движений. Мне нравилось вставать со старшими и тренером. Все время возникал вопрос, а как вы будете действовать, если я здесь буду сопротивляться? С начинающими вставать не любила, т.к. неинтересно было (бесполезно сопротивляться – все равно не сделают), мне казалось, что я уже умею и знаю больше других начинающих. Этот момент, я считаю первым моментом проявления своего эго. У меня он проявился не очень сильно и кратковременно. Мне кажется, занимающиеся, у которых этот момент проявился сильнее, потеряли возможность совместного изучения приема. Ведь вставая со старшими, я получаю опыт только правильного выполнения, с одной стороны это хорошо, но с другой - как-то однобоко получается. Кроме того, такое игнорирование работы с другими начинающими приводит к тому, что они тоже неохотно будут вставать с тобой, будут зажиматься и в результате не получится диалога, взаимопомощи, а это, мне кажется, необходимо на тренировках.
Второй момент. Прозанимавшись год, я достаточно быстро осваивала то, что давал тренер. Мне очень нравилось заниматься, но я стала замечать, что мое настроение зависело от того, вставал со мной тренер или нет, объяснял он мне что-либо или нет. Мне было необходимо его внимание. Я понимала, что многое начинаю лучше понимать после его объяснений, поэтому тренировки больше стали походить на ожидание, когда ко мне подойдет тренер, чтобы объяснить мои ошибки. Все остальное было второстепенным. Это проявление своего эго лишало меня возможности усваивать уроки и отрабатывать навыки с партнером. Быть здесь и сейчас, сконцентрироваться на своих ощущениях, вместе с партнером искать оптимальные направления движения. Я лишала себя радости исследования своих движений, ощущений, т.к. невозможно сконцентрироваться на своих ощущениях и одновременно краем глаза следить за тем, где находится тренер, когда он подойдет посмотреть, что у меня получается.
Третий момент. Прозанимавшись два года, я многому научилась. По-прежнему, оставалось непререкаемое доверие тренеру. Появился огромный интерес при работе с партнерами своего уровня, которые действуют в том же направлении, что и тренер, совместное исследование принципов при проведении приемов. Но стало появляться раздражение, когда встаю в пару с людьми, которые не разделяют или еще не понимают (например, начинающие) как лучше двигаться укэ (атакующий, ученик) или наги (проводящий прием, защищающийся), чтобы понять принципы айкидо. Эго не позволяет спуститься и попытаться объяснить причины того, почему не нужно сопротивляться, почему где-то лучше сделать шаг, не поворачиваться спиной к партнеру при попытке, например, устоять. Вместо объяснений я начинаю тянуть туда, куда по моим представлениям (по правилам для нашего уровня) должен пойти укэ. В ответ я, конечно, встречаю еще большее сопротивление, которое рождает во мне раздражение: ведь я же лучше знаю, что нужно делать, т.к. дольше занимаюсь. Сейчас, описывая ситуацию, в которую попала на одной из последних тренировок, начала понимать всю ее абсурность. Да я права, что лучше знаю принципы движения укэ и наги в приемах, но насильно навязывать свое видение партнеру мне никто не давал права, тем более это всего лишь мое понимание правильности движения и оно может не совпадать с тем, что говорит и показывает тренер. Я могу предложить партнеру попробовать двигаться так как рекомендует тренер и вместе исследовать результат и не важно какого уровня партнер - начинающий или нет.
Любое проявление силы при проведении приема - это проявление Эго, желание принудить сделать так, как хочется, т.е. насильно навязать свою точку зрения. Причины могут быть разными. Меня айкидо учит находить эти моменты и решать их по другому.
Буду очень рада, если кто-нибудь напишет мне о своих проявлениях эго или о том, как замечал проявление эго на тренировках айкидо у других.
C уважением, Ольга Антонова.
Страница: 2/3
123