Загружается...
 
Размышления об Айкидо. Исторический блог от Антоновой Ольги.
Published автор admin в 2015-10-11
В этом выпуске я хочу рассказать вам о своих впечатлениях от одной из тренировок, на которой я очень сильно продвинулась в принятии правильной камае (стойки).
До этой тренировки у меня ощутимо болело правое плечо как в области ключицы, так и спускаясь по плечу. Больно было кувыркаться и быть У-кэ (нападающей) на некоторых приемах, поэтому старалась сильно не напрягаться и работать поаккуратнее.
На данной тренировке несколько раз все-таки плечо "дернула" и к ее концу поняла, что болезненно держать правую руку впереди даже просто приняв камае.
Тренер это заметил и после тренировки подошел узнать как мое плечо. Я описала, в какие моменты испытываю особенно болезненные ощущения, а также сказала, что сейчас даже в камае стоять больно.

После моего рассказа тренер попросил принять стойку и начал немного давить на вперед направленную правую руку, сразу стало понятно, что я сдерживаю давление в основном плечами, напрягая их и мышцы руки. После этого он стал "выставлять" мою стойку. Надо сказать, что после его правок положения ног, корпуса, плечей, нагрузка на позвоночник стала существенно меньше, а также ушли резкие болезненные ощущения в плече.
После процедуры "правки" он еще раз надавил на руку, напряжение в плечи стало уходить значительно меньше. Потом несколько раз я пробовала сама принять правильную стойку, ориентируясь на запомнившиеся ощущения. И в какой-то момент я их поймала.

Тогда во время давления на руку я почувствовала, что мои плечи и рука практически не напряжены, а вся сила давления уходит в мой центр и в ногу, стало удерживать давление знаааааачительно легче.
Для меня это был качественный прорыв, после которого стабильно изменилась моя стойка в лучшую сторону. После этой тренировки я уже автоматически принимала то более правильное положение, в котором напряжения намного меньше, оно стало для меня естественным. А раньше как я ни пыталась запомнить и воспроизвести эти ощущения, мне этого не удавалось.

Ранее я уже описывала этот механизм познания нового:
1. Сначала я узнаю о новых ощущениях в теории, т.е. учитель показывает, что должно быть.
2. Тренируюсь, держа в голове теорию. Новые ощущения не без помощи учителя изредка начинают проявляться.
3. Со временем новые ощущения проявляются все чаще, но еще не становятся постоянными.
4. Новые ощущения становятся естественными настолько, что по другому двигаться (как было раньше) уже не получается.
Последовательность очень похожа на процесс принятия новой идеи (теории).
Прозанимавшись эти месяцы я осознала (точнее прочувствовала), что бесполезно торопить события и быстрее приобрести некоторые новые навыки. Необходимо уметь ждать, регулярно заниматься, проделывая одни и те же действия, приемы, стойки и ждать, но при этом постоянно в голове держать основные принципы айкидо. Тогда приходит навык, причем, как правило, приходит неожиданно, просто начинает получаться.

По этому поводу вспомнилась притча, рассказанная как то раз учителем:
"Приходит молодой человек к мастеру, изготавливающему мечи и говорит: " Мастер, научите меня делать такие же замечательные мечи, я буду упорно заниматься, выполнять все ваши указания. А сколько лет надо тренироваться, чтобы изготавливать такие же мечи?"
Мастер: "10 лет."
Молодой человек: "А если я буду в два раза упорнее работать, в два раза больше заниматься, то тогда сколько?"
Мастер: "20 лет."

Я поняла, что просто должна созреть для качественного скачка в приобретении новых навыков.
Очень сложно объяснить (наверное даже невозможно) как я пришла к тем или иным умениям. Да и бесполезно для других, мне кажется, так как у каждого свой путь познания. Вот мое мнение, с удовольствием выслушаю ваши, уважаемые читатели.
Жду ваших писем. Оля.
Published автор admin в 2015-01-18
Сегодня я приведу очень интересное, на мой взгляд, мнение о существующих заблуждениях по поводу боевых искусств из книги К.И. Кизявка «Вся правда о боевых искусствах».

«Легенда первая: одна боевая система может быть сильнее другой.
Банальнейший для любого единоборческого тренера вопрос: «что сильнее бокс или каратэ?» Лично мной любимый вариант ответа: «Шахматы». Спрашивающий цепляется за им же созданный стереотип, будто одна абстракция может быть «сильнее» другой абстракции. Я подбрасываю ему третью абстракцию, казалось бы, не связанную с двумя предыдущими, но ум сразу не замечает подмены, и иногда получаются парадоксальные вещи – клиент вдруг осознает нелепость собственного вопроса. К сожалению, это случается иногда.
Чаще не стремящийся выйти за рамки своего собственного примитивного боепонимания индивид просто теряет связь с моими умопостроениями в виду их «ограниченности» и «оторванности от жизни». Действительно, какая может быть связь между каратэ и шахматами? … Да такая же, как между каратэ и боксом!
И ведь обижаются на глупость вопроса, когда я в отметку спрашиваю: «а что умнее – география или физика?»
Отчего люди так часто не хотят видеть очевидное?... В некоторых боевых ситуациях шахматы действительно могут оказаться гораздо более эффективным оружием, нежели бокс и каратэ вместе взятые».

(Антонова Ольга) У меня у самой такой вопрос не возникал, так как я, что на у-шу, что на айкидо пошла не ради того, чтобы научиться драться. Но вот если бы цель была именно эта, думаю, что такой вопрос у меня возник бы. Сейчас я понимаю, что драться научиться можно в любом виде. Здесь, мне кажется, важнее у кого именно учиться, у какого тренера.

Легенда вторая: настоящие методики создания супер-воинов страшно засекречены.
«Тайны мастеров Востока», «секретный удар», «сокрытое в листве» - подобные фразы прочно засели нашем сознании. В чем опасность данной легенды? В переносе «тайны» из области узкого факта в область абсолютной истины. Мы достаточно спокойно воспринимаем фразу «секреты французских кулинаров» - подумаешь, какая нам, в общем-то, разница, сколько именно соли кладут они в свой свекольный суп, ведь наш родной борщ все равно вкуснее. То есть от этих «секретов» нам ни холодно, ни жарко. И прекрасно, если бы «секреты восточных мастеров» воспринимались также непринужденно… Однако, на практике все сложно и очень неадекватно.
Незаметно для самих себя мы подменяем понятие «секрет» понятием «скрытая необходимость для улучшения нашего боя». Извините меня за прямоту, отечественные кулинары от боевых искусств, но с таким отношением к делу борща никогда не сваришь. Вся ваша жизнь уйдет на то, чтобы узнать, какова же пропорция соли в нелепой поделке из Франции. И это еще не главная беда. Куда хуже, когда подобные «кулинар» начинают рассуждать об оторванности какой-нибудь школы боевых искусств от «секретных техник Востока». То есть сами борща не сварят и другим не дадут».

«Легенда третья: мастера используют сверхъестественные способности.
Они летают, они ходят по воде, они не горят в огне, они могут телепортироваться из Москвы в Пекин и обратно. Даже от черных поясов и мастеров спорта нет-нет, да и услышишь: «Только самые великие бойцы могли убить взглядом или бегать по потолку…»

''В чем причина подобной стойкости описываемой мной легенды?
Ответ как всегда прост. Мастерство предполагает развитие навыков до такой степени, что когда происходит не только количественное изменение характеристик движений (скорость, сила, скоординированность и др.), но и качественное, то есть схема самого навыка, его форма меняется до неузнаваемости. Прием в своем базовом понимании перестает по форме хоть как-то напоминать сам себя. Например, задняя подножка становится в хорошем исполнении похожа на толчок бедром, а в исполнении настоящего мастера оказывается совершенно незаметной для глаз начинающих спортсменов. Так, собственно говоря, и рождаются легенды о самопроизвольно падающих противниках (незамеченные профанами броски) и убийствах при помощи взгляда (незамеченные профанами удары). А дальше людская молва развивает эти иллюзии до современных сказок о таинственных мастерах…
''
Легенда четвертая: красота боевого стиля в его сложности и вычурности.
Бесконечное цунами кинобоевиков Брюса Ли, Джеки Чана, Ван Дама и других кино-мастеров боевых искусств не могло не оставить глубоких следов в нашей многострадальной психике. Мне не раз приходилось слышать на соревнованиях по боям без правил вздохи разочарования типа: «Какой плохой боец! За весь бой ни разу ногой в голову не ударил!» Мы судим обо всем. Наш скудный умишко выносит оценки тому, чего он совершенно не знает. При этом он не замечает, что достаточно смешно слушать со стороны, как присутствующий на хирургической операции по пересадке сердца профан возмущенно заявляет: «А вот в книжке про Незнайку доктор Пилюлькин делал все куда изящнее!» Ну нельзя судить о бое по виденному в боевиках!
Есть, в конце концов, цирк… Все, что показывает нам кино - обычно красиво именно в цирковом понимании. Здесь практически не бывает красоты настоящей. Если актеры будут на экранах показывать действительно красивый бой, а не красивый цирк, то на демонстрациях подобных фильмов можно будет заметить только специалистов по бою, а это плохо скажется на кассовых сборах.
Поэтому остановим наше осложненное боевиками восприятие и попробуем увидеть красоту боя так, как видят ее специалист.
Красота в рациональности. В кратчайшем пути к намеченной цели. Минимальные затраты, минимальные потери. Очень красиво, когда после первого, незаметного для привыкшего к цирку зрителя, удара группа агрессоров в ужасе рассасывается по окрестностям, оставив на земле своего поверженного представителя. Не менее красиво, когда небрежно вынутый пистолет производит подобный же эффект…
«Но какой же это бой!» - возмутится какой-нибудь непонятливый читатель и будет по-своему прав.

Легенда пятая: медитации и сложные околорелигиозные ритуалы помогают в тренировках.
Горящие свечи, ровненькие пентаграммы, заклятия и проклятия, астральные удары… Кто из нас не читал об этом в мистических книжках и не наблюдал в фильмах.
Откуда пошла легенда, что все это необходимо на тренировках?
Может быть от молящихся монахов Шаолиня? Не зря, наверное, основатель их тренинга – Дарума несколько лет просидел в медитации перед каменной стеной. Возможно, рассмотрев пример этого самого Дарумы, или как его еще называют, Бодхидхармы, мы что-то проясним для себя.
Двадцать восьмой буддийский «папа» - Дарума пришел в Китай не для того, чтобы научить драться шаолиньских монахов. Как положено патриарху, этот человек нес на Восток свет религиозного учения главного «отца» - Гаутамы Будды. Так сложилось, что монахи незабвенного монастыря были чахленькими и дохленькими и не выдерживали проповедей прибывшего маэстро. Пришлось сначала создавать тренинг, укрепляющий тело религиозных деятелей, а потом уже давать им «учение о страдании и избавлении от него посредством восьмеричного пути».
Сегодня мы забыли о главном, что принес Дарума в Китай, но решили, что именно утренняя гимнастика, по ходу придуманная им, и есть это самое главное. Но и это не беда. Горе в том, что мы, все же вспоминаем иногда о религии, занесенной патриархом, и думаем теперь, что ее осколки являются «частью придуманной им гимнастики»!!! Поистине возможности больного ума безграничны. Это все равно, как если Арнольд Шварценеггер на старости лет вдруг ударится в ислам. Представляете себе, как во всех культуристических залах занятия начинаются с намаза на молитвенных ковриках, а при поднятии особо тяжелых предметов качки кричит: «Аллах Акбар!». И ведь самое болезненного, что это не выражение их религиозных взглядов, а желание стать сильными и крепкими «как Арнольд». Смешно? Так почему же вы не смеетесь, когда в залах единоборств звучат буддийские мантры, совершаются синтоистские обряды, зажигаются свечи и благовония, рисуются пентаграмм, разучиваются астральные удары?»

(Антонова Ольга) ''Я перечислила только самые крупные, «ключевые легенды» по словам автора. С какими-то я согласна полностью, с какими-то только частично. А некоторые заблуждения были и у меня.
А вы, дорогие читатели согласны ли с мнением автора? Были ли у Вас заблуждения относительно боевых искусств? Какие? Как менялось ваше мнение с течением времени и занятий?''
Пишите.
Published автор admin в 2015-01-14
Читая книгу Вероники Ивановой, о которой упоминала в прошлом выпуске, наткнулась на следующую фразу про нужные и правильные ответы: "Вопрос не существует без ответа. Никогда. Стоит родиться вопросу, и тут же – пусть даже на другом конце мира – возникает ответ. Проблема в том, что ответов всегда несколько. И еще более серьезная проблема – выбрать нужный тебе ответ. Я не оговорился: нужный, а не правильный. Потому что все ответы в какой-то мере правильные. В определенный момент времени, в заданной точке пространства каждый из возможных ответов будет единственно правильным. Но вот нужно ли это вам?". Взяла себе ее на заметку.
Буквально через день беседовала с тренером (тему точно не помню), но закончилась наша беседа цитатой из книги: "если думаешь какое решение выбрать, выбирай самое доброе".
А вчера при разговоре с тренером затронули опять вопрос, какое выполнение приемов считать правильным?
Постараюсь передать его мысль, правда все равно получится в своей интерпретации.

Не существует абсолютно правильного выполнения приемов и искать его это абсурд. Что можно считать правильным выполнением? Какой критерий? Правильное выполнение в конкретной школе - это мнение инструктора. Правильное выполнение в одной школе будет неправильным в другой. Но и в одной и той же школе со временем оно может меняться, т.к. зависит от конкретного человека, который задает правила "игры", и может их поменять, как только например почувствует, что его по этим правилам начинают обыгрывать.

Помню как первый год тренировок я пыталась понять и сделать правильно, но тренер никогда не ставил такую точку, он только задавал направление движения (развития). Теперь я, основываясь на своем опыте могу сказать, что понятие о правильном выполнении и с точки зрения самого ученика разное, оно меняется в зависимости от его развития. Правильное выполнение на первой ступени уже является неправильным на вторую. Тут действительно лучше говорить о "нужном ответе" на данный момент времени. Как только мой мозг перестал цепляться за правильность, движения стали более раскрепощенными, наполненными, естественными. В результате положительная оценка тренера (как ориентир) и ощущение, что двигаюсь в нужном для себя направлении.

На первую ступень в нашей школе приемы необходимо выполнять под счет (каждый прием разбит на несколько счетов),каждый раз на счете надо останавливаться и оценивать свое положение. Так выставляется форма приема, остановка в каждом счете позволяет поправиться, исправить ошибку и не переносить ее на следующий счет, увеличивая их к концу приема, как снежный ком.

На вторую ступень необходимо выполнить приемы в движении, без остановок там, где они были раньше. Скорость может быть больше, может меньше, вплоть до бесконечно малой, но это уже не остановка, как на первой ступени, а лишь пауза, переходящая в следующее движение.
Каждая ступень решает свои задачи, и правильное выполнение на них свое, "нужное" для решения поставленных задач.

А как считаете вы, уважаемые читатели. Существуют ли абсолютно правильные ответы? Как выбрать для себя правильное решение, на что опереться?
Published автор admin в 2015-01-11
Я хочу продолжить немного тему концепции Shisei (осанка, стойка), так как получила от одного из читателей очень интересную рекомендацию. Процитирую ее ниже:
«И еще интересный вывод я недавно сделал: Если человеку тяжело расслабиться при выполнении техники, то стоит ему расслабить полностью лицо и смягчить до предела взгляд и тело расслабляется само, и мысли успокаиваются. А если получается расслабиться, то и "камае" будет естественной!!! И еще в естественной стойке намного легче держать внимание в "сэйко танден", а это в свою очередь ведет к "наполненности"!!!»
На тренировке я попробовала расслабить лицо, и, действительно, наступает покой и в мыслях, расслабляется тело, в этом у меня сейчас не возникает сомнений. Причем наступает расслабление, наполненное силой, взгляд становится не фиксированным на партнере, а смотрящем за него (расширяется поле зрения (концепция Metsuke))? правда вот удержать это состояние и не скатиться к вялости пока еще дается с трудом. Кратковременно возникает ощущение, что я нахожусь в некотором пространстве настоящего времени, присутствие «здесь и сейчас». Но здесь вторая крайность, с которой я столкнулась. Я «заигралась» со своими ощущениями, увлеклась ими и, в результате, потеряла возможность адекватно реагировать на действия партнера, чувствовать его движения.
И снова начинается поиск «золотой середины». Как расслабить тело, но не потерять контроль? Как встретить силу партнера не напрягая мышцы тела? На эти вопросы невозможно ответить словами, постоянно задавая их себе, возможно сначала случайно поймать ощущения, один раз, второй, третий… потом запомнить эти ощущения, а потом это становится естественным. Вопрос исчезает.

А что думаете вы, уважаемые читатели. Жду ваших писем.
С уважением, Оля.
Published автор admin в 2015-01-02
Этим летом я читала книги Вероники Ивановой из серии магия фэнтези, которые мне порекомендовал учитель. Прочитала я их запоем, в них очень много рассуждений о смысле жизни, предназначении, ведение поединка, значении сказанных слов и данных обещаний, и все они переплетены с интересным сюжетом.
В этом выпуске я хочу процитировать один из фрагментов, касающийся обучению боевыми искусствами, на мой взгляд очень интересный.

«...учитель приходил примерно раз в неделю, иногда реже. Показывал упражнение – сначала без оружия, через пару лет – с применением оного, а я… Я должен был научиться повторять предписанные движения. Впрочем, нет не повторять…
- Нет никакого смысла в том, чтобы заучивать чужие движения, юноша. Никакого смысла, - повторил учитель. – Чужие движения содержат в себе чужие ошибки, а старательно учить то, что заведомо может быть неправильно и опасно… Впрочем, многие так и поступают. Приемы, которые я вам показываю, юноша, лишь иллюстрация того, как МОЖНО действовать. Запомните и запомните крепко: важны только цель и правильная оценка собственных возможностей, а способ всегда можно подобрать… Положим, если вам понравилось яблоко, висящее слишком высоко, но вы понимаете, что сил залезть на дерево не хватает, вы можете воспользоваться подручными средствами и попытаться сбить плод на землю. Это уже два способа достижения цели. А ведь еще можно попросить, поручить, приказать, заставить… И далее, далее, далее… Я не в состоянии сделать из вас отменного бойца, но, надеюсь, моих усилий вам будет достаточно, для того, чтобы привести теорию в соответствие с практикой…

- Любопытно, почему вы никак не можете научиться попадать в одно и то же место? Мне представляется очень простой ответ: вы не хотите сосредоточиться на своих действиях. Именно не хотите. И даже не пытайтесь возражать, юноша: руки у вас достаточно крепкие, чтобы работать с этим клинком… Я бы не уделял столько внимания вашей точности, юноша, если бы в защите сей недостаток не играл очень серьезной роли… Поскольку удары наносятся на трех «горизонтах», то и парируются они примерно из тех же положений, а вы не можете два раза поставить шпагу в одну позицию… Надеюсь, вы помните, каких ранений следует особенно опасаться? Не помните, по глазам вижу.. А вам следует затвердить мои слова… В первую очередь нельзя допускать уколы в ноги, потому, что как только скорость и уверенность перемещений изменятся, вы не сможете справиться с простейшими атаками… Так же важно беречь лицо, юноша, поскольку эти ранения, во-первых, болезненны, а, во-вторых, из-за обильного кровотечения может существенно уменьшиться периметр восприятия. Что касается кистей рук, сами понимаете…»

Прочитав первую часть этого фрагмента, я начала вспоминать, насколько часто я на тренировках пытаюсь повторить движения учителя. И, мне кажется, на первом этапе это неизбежно, главное, потом осознать, что точная копия не получится, что я решаю свою задачу, и движениями "в точности, как у учителя" ее не решить. Важна именно правильная оценка собственных возможностей, особенностей моего тела (роста, веса, силы, гибкости, пластики и др.). Но насколько велик иногда бывает соблазн, просто научиться повторять движения учителя, а не решать задачу самой.

Найти новые ощущения, научиться их опознавать а потом генерировать намного сложнее, чем повторить движения и уговорить себя, что все получается отлично (особенно, если еще партнер поддается и сам падает или идет в нужную сторону). Только вот долго себя обманывать не получается, чувства удовлетворения не возникает, не выходит из головы искусственность движений, радости движения не приносят. В айкидо, благодаря учителю, я быстро распознала эту иллюзию и предпочла более долгий путь, с не такими быстрыми внешними результатами, требующий гораздо больших усилий, но приносящий чувство радости, когда наконец удается почувствовать сдвиги в сознании.

Сейчас пытаюсь уйти от повторения чужих «движений» и в повседневной жизни. Это сложнее и распознать, и изменить.
Вот, например, раньше в компании я невольно копировала мимику, жесты и слова понравившихся мне людей. Иногда это получалось, но в моем исполнении это выглядело, как правило, глупо, неестественно, наигранно, и не приносило того эффекта, которого хотелось. Гораздо сложнее придумать свои жесты и фразы, которые потом захотели копировать другие, но когда это получается, возникает чувство радости и удовлетворения.

На работе вначале я просто заполняла те таблицы, которые мне давали (повторяла чей-то опыт), действовала по наезженной дорожке, но потом поняла, что можно более эффективно (с меньшими временными затратами) решать поставленные задачи, да и таблицы можно сделать более удобными для анализа и дальнейшего использования. Проще, конечно, было не задумываться над этим и выполнять, то что поручили, гораздо сложнее изменить и доказать эффективность нового, но удовлетворенности от проделанной работы больше.
Очень интересно услышать ваши примеры, как на тренировках, так и в жизни. А так же ваше понимание приведенной цитаты.
Published автор admin в 2014-12-28
Начну с цитаты из книги:
«Ma: дистанция, Ai: гармония. Интерпретация дистанции между противниками, прежде всего, зависит от используемого оружия. В японских боевых дисциплинах MA-ai определяется чрезвычайно точно. Но бедт неправильно гвоорить о «миллиметрах». Дрыгер сэнсей любил давать такое объяснение: «если мой протисник может порезать ткань моей одежды, то это только потому, что я могу порезать его кожу. Если он может порезать мою кожу, то только потому, что я могу разрезать его тело. Это правильная MA-ai».

Есть три типа дистанций между противниками. Знание того, что подразумевает конкретная дистанция важнее самой дистанции.

Toma: длинная дистанция. Это дистанция между двумя противниками в начале ката или боя. В Шиндо Мусо Рю она варьирует между пятью и десятью метрами (примерно три длины татами). В других традициях она может быть длиннее. Каждый из противников имеет время подумать, отступить или поменять Камае. Это работа сближения, точка невозможности возврата еде не должна быть достигнута.

Chikama: близкая дистанция. Ощутимо нарастает интенсивность Zanshin. Камае должны быть согласованы. Это точка, из которой не возможно возвращение. Еще один или два шага, и судьбы двух противников соединяться, к лучшему или к худшему.

Uchima: дистанция разреза (или удара). Эта дистанция совпадает с моментом, когда Zanshin достигает высшей точки. В любую долю секунды атака может начаться с любой стороны, если не с двух сторон одновременно. Вместо того, чтобы пытаться описать это, я предлагаю вам самим почувствовать невыносимое напряжение Uchima. Выберете противника, оба займите Камае, и вместо немедленного выполнения техники останьтесь в своих позициях на несколько минут в готовности нанести удар на полной серьезности. Этот опыт покажет ваш уровень Заншина, хладнокровность и способность к быстрым действиям.

Если мы не вдохновлены гиперчувствительностью Mа-ai, которая характеризует реальный бой, то мы открываем дверь всем видам заблуждений. Вы должны ощущать MA-ai совсем как если бы вы оказались лицом к лицу с диким зверем, сидящим на цепи. Всего один шаг за опасную черту и вы жестоко поплатитесь за эту ошибку».

А что думаете вы, уважаемые читатели. Жду ваших писем.
С уважением, Оля
Olgant81 в yandex.ru
Published автор admin в 2014-12-20
Цитата из книги:
''«после многих лет, когда я подвергался жестким инструкциям – «Стой прямо, опусти плечи, подтяни ягодицы! – я могу утверждать, что этот аспект Будо ставит много проблем перед занимающимися, особенно если они не относятся к восточным народам.
Несомненно, что морфологически люди Запада отличаются от людей Востока. Плечи азиатов, даже если они крепкие, обчно опущены вниз от шеи, тогда как у европейцев они часто образуют прямой угол с шеей. Если исходить из того, что европейцы более склонны использовать свои плечи, чем бедра, то это только еще более усиливает напряжение и так высоко расположенных плеч.

Таким образом, возможно, европейцам требуется прикладывать больше усилий, чтобы держать плечи в наиболее низком положении и чтобы научиться больше использовать бедра. Спина должна быть прямой, а ступни должны прочно располагаться на земле. Это положение одновременно способствует лучшему дыханию и быстрым движениям.
Но я хотел бы предостеречь тех, кого навязчиво преследует идея Shisei. Кобудо никогда не пропагандировало идеи «роботизации» занимающихся. У каждого своя особенная поза. Это нормально – относиться с уважением к индивидуальному формированию позы при отсутствии осознанного стремления к внесению индивидуальных усовершенствований.

Тренировки на открытом воздухе являются великолепным способом проверить ваш Shisei. Влажная трава, камни, неровный грунт и склоны быстро сумеют изменить вашу стойку. Этот тип упражнений, несомненно, повредит эстетичности вашей техники, но он поможет вам осознать, что в приоритетах Кобудо эстетика не может достигаться ценой эффективности техники, скорее она должна быть дополнением к ней.

В концепции Shisei есть и другой аспект, не менее важный, чем первый: ментальная позиция. Эта «внутренняя позиция» отражает достоинство, честность и уважение. Это проявляется в манерах, которые не допускают грубости, неуместных жестов или обмана. Сохранение достоинства в трудные времена и в моменты радости отражает Shisei так же, как и безупречная физическая поза. Трудно сказать, какой из этих двух аспектов является определяющим, но абсолютно точно, что безупречная Shisei может быть достигнута, только когда внутренняя и внешняя поза находятся в идеальной гармонии.»''

Учитель на тренировках не раз говорил, что если ученик не готов, то бесполезно выставлять стойку, править осанку. Можно сколько угодно раз поправлять спину, бедра это не приносит эффекта, занимающийся тут же скатывается к прежней позе.
Помню, когда первый раз учитель поставил меня в правильную стойку (именно поставил, руками поправляя мои бедра, голову, руки и т.д.) я почувствовала необычайную легкость и силу, отсутствие нагрузки на позвоночник. Удивительно, насколько естественным казалось положение. Правда потом на той тренировке, как я ни пыталась поймать эти ощущения, мне так и не удавалось это сделать, тело не могло найти того положения. В дальнейшем, время от времени учитель поправлял мою стойку, иногда существенно, иногда совсем немного, затем я начала сама ловить те, запомнившееся ощущения и иногда сама находить то положение, в котором ощущала силу.

Помню, что на первом году тренировок, как бы я ни вставала, я чувствовала себя глупо, неловко. Думаю, что большинству, кто занимается, знакомы эти чувства. Вроде внешне и копирую форму, а из-за того, что нет внутренней наполненности, стойка кажется искусственной, неудобной. Очень много напряжения как в мышцах, так и в мыслях. Причем, заметила, что чем меньше мысленное напряжение (суета мыслей о том, как правильно встать, как не "упасть в грязь лицом", как выдержать напор тренера), тем более естественная и свободная будет стойка.

По себе могу сказать точно, что с помощью ума я еще ни разу в гармоничное для себя положение не вставала: только во время отработки приемов интуитивно ловила моменты, когда появлялась наполненность, сила в стойке и движениях, запоминала и стремилась к ним.
Здесь, по моему мнению, есть еще огромная роль учителя в обучении, именно он направляет мои поиски в ощущениях. Ориентируясь на его комментарии и оценки моего выполнения, я двигаюсь в своем развитии. Осознавая это, я очень осторожно направляю действия начинающих, я понимаю, что ту разницу, то изменение в их движениях, которую чувствую я, они еще не ощущают. Это, на мой взгляд, огромная ответственность.
Также я понимаю, что аналогично, те изменения, которые не чувствую я, очень хорошо видит учитель. Так, мне кажется, и проходит обучение.
А что думаете вы, уважаемые читатели. Жду ваших писем.
С уважением, Оля
Olgant81 в yandex.ru
Published автор admin в 2014-12-19
Приведу цитату из книги:
«Ме: глаз; Tsuke: давить, вонзать. Концепция Metsuke является одним из наиболее визуально заметных компонентов Zanshin. Противники обычно смотрят друг другу в глаза, потому что эти «зеркала души» часто выдают эмоции, которые внешне умело скрываются.
Искусство Metsuke состоит в том, чтобы видеть все, не демонстрируя ничего.
Видеть все…
Чем сильнее глаза фиксированы на какой-то конкретной точке, тем более ограничено поле зрения. Поэтому вместо того, чтобы очень пристально вглядываться в противника, смотрите на него так, как будто рассматриваете далекую гору.


Olgant81 в yandex.ru

Published автор admin в 2014-12-17
Сегодня я хочу отойти от описания основных принципов и концепций и рассказать о ритмике приемов. Так, на последних тренировках столкнулась с интересными моментами, которыми хочется поделиться с вами, уважаемые читатели.

После сдачи на первую ступень согласно новой программе учителя, где приемы делались с разбивкой на несколько счетов с остановкой на каждый счет, я начала знакомиться со следующей ступенью. На второй ступени задача ставится - сделать прием на движении, без остановок (вернее, некоторые остановки возможны, но они больше похожи на движения с бесконечно малой скоростью, как волна на своем пике останавливается, чтобы потом обрушиться вниз), но при этом должен остаться контроль в каждой точке, где раньше был счет. Если сравнивать то, как я делала слитно раньше эти приемы, то однозначно стала чувствоваться большая осознанность выполнения, улучшилось чувствование движений партнера и своих. Появилась наполненность, которая рождает более сильное (мощное) выполнение без дополнительного напряжения.

Я осознала мысль, на которую раньше не обращала большого внимания: что такое ритмика приема, что значит слышать музыку приема. Если на первую ступень мы делали равномерно, то выполнение слитно больше стало походить на волнообразное движение, где присутствует и ускорение и замедленные действия. Поймав и работая в ритмике приема, я стала ощущать естественность движения. Естественно, уменьшились энергетические и физические затраты, даже выполняя техники в достаточно быстром темпе, я перестала уставать, сохранялось равномерное дыхание. Вставая и падая, как Уке я умудрилась загонять партнера, сама при этом даже не запыхавшись. Это удивительное ощущение.

При работе в ритмике приема, у меня исчезает суета в передвижениях, появляется спокойствие. Конечно, далеко не всегда мне удается войти в это состояние, это еще скорее кратковременные моменты, чем постоянные ощущение, тем они пока для меня ценнее.

Пока описывала свои ощущения на последних тренировках, вспомнила, что нечто подобное я испытывала раньше в жизни. Когда все получалось как будто само собой, без особых усилий с моей стороны. Это я называю «двигаться на волне удачи».

Попав на такую волну, я затрачиваю гораздо меньше усилий, добиваясь хороших результатов. Различные жизненные ситуации сами складываются настолько благоприятно для меня, что создается впечатление, что будто кто-то направляет меня к определенной точке. При этом я постоянно нахожусь в приподнятом настроении, постоянно сопровождает чувство радости. Наверное, каждый из вас когда-либо чувствовал подобное.
Но проходит какое-то время и это ощущение радости, что все получается, исчезает… И встает вопрос, как его вернуть.

Когда я проходила курс очищения в Школе Своего Здоровья Татьяны Морозовой, то практически с самого начала Таня показывала, что можно самому вызывать это ощущение радости, которое в дальнейшем будет формировать благоприятные жизненные ситуации, помогающие добиться поставленных целей. Т.е. получается обратное движение: вначале я вызываю положительные чувства и эмоции, а они потом в свою очередь привлекают положительные для меня жизненные обстоятельства. Мы учились этому в течение всего курса, и, конечно, есть успехи.

В айкидо вначале я тоже только внешне изображала настрой, еще не понимая, что это такое. Какие он вызывает ощущения, только сейчас подозреваю, и то думаю, лишь частично, я начала чувствовать его. И сейчас, когда я ловлю это состояние, я начинаю по-другому двигаться.

С уважением, Оля
Olgant81 в yandex.ru
Published автор admin в 2014-12-13
Как я уже говорила, концепция Заншин не поддается определению, так как содержит в себе много других концепций, таких, как: зрительная концентрация (взгляд), правильная осанка, поза, позволяющая быстро передвигаться, боевая дистанция между противниками, объединенная энергия (крик, за счет принудительного выдоха брюшными мышцами) и др.
Для лучшего понимания сложности данной концепции приведу цитату из книги:
«''Очень сложно перевести термин Zanshin. Литературно, Zan: оставлять, опережать; Shin: ум. Не очень-то помогает пониманию! Но если эта концепция не поддается определению, то это только потому, что она содержит в себе много других концепций, которые будут рассматриваться отдельно.

Концепция Zanshin передается ученикам в два этапа.
На первом этапе начинающий совершенно не представляет, что включает в себя эта концепция. Он должен довольствоваться только копированием внешних аспектов. Внимание концентрируется на глазах противника, положение тела правильное и устойчивое (но позволяющее быстрое перемещение), также должна тщательнейше соблюдаться дистанция – необходимо всегда безошибочно находиться вне досягаемости противником. Энергичный Kiai, хороший контроль над движениями и правильный расчет времени ставят завершающую точку на общей картине Zanshin. Я просто дал описание важных моментов Zanshin, но надо добавить, что при этом должно возникать чувство мощного давления и большой силы.

Но это только образ. Он не отражает внутреннюю сторону Zanshin. Zanshin настолько глубже и реальнее, что этот образ – это только пародия на Zanshin, формы и образы не дают истинного понимания.

На втором этапе правильные движения и позы должны бить наполнены более глубоки содержанием – это гораздо более трудная задача, чем первый этап. Это процесс отсева (удаления) всего лишнего, пока не будет достигнута полная внутренняя пустота. Человек может быть полностью восприимчивым, только если лишен всех субъективных эмоций. Состояние готовности – это не то состояние в котором правят беспокойство, страх, тревога и нервы. Это состояние подавляющего, неодолимого покоя, как полный штиль в океане. Если попытаться сделать более продвинутое определение, то Zanshin это такое состояние, когда тело находится в скрытом состоянии готовности, сознание свободно от мыслей и эмоций и поэтому готово к восприятию едва различимых сигналов.

Zanshin в чистом виде – это изящное (наполненное силой) положение с ощущением полной готовности. Это одно из наиболее изумительных состояний, которое дают занятия Будо. Из неопределяемого ускользающего феномена Zanshin постепенно становится практической реальностью. Концепция Zanshin начинает развиваться (постигаться) с самого начала и углубляется, проходя через все стации изучения Шиндо Мусо Рю. С самого первого Ката от начинающего требуется чрезвычайная бдительность. Не привыкший к таким усилиям, он будет иногда испытывать кажущиеся непереносимыми нагрузки.

Кроме того, очень интересно наблюдать за людьми в их повседневной жизни, чтобы понять, насколько в нашем мире не хватает Zanshin. Стоять возле двери, которая может в любой момент внезапно открыться, перелезать через препятствия, схватиться за горячую сковороду, удариться при вставании обо что-нибудь головой, столкнуться с кем-то, плюс все бесчисленные ежедневные оплошности: ключи, оставленные внутри машины, потерянные ценные вещи и т.д. Это все примеры обычного суматошного ума и неспособного к быстрому реагированию тела.
Zanshin, развитый до высокого уровня, не позволит разрушить позитивный настрой вашей повседневной деятельности''»

Мне трудно что-либо добавить к этой статье, кроме описания своего опыта, подтверждающего эти слова.
На тренировке я себя довольно часто ловлю на том, что не готова отвечать на заранее незапланированные действия Укэ. Как правило, я делаю определенный прием, знаю, где партнер может упереться, не пойти или отдать свою пустую руку, но оказываюсь в совершенном недоумении (в паре с учителем), когда он, продолжая мое действие, использует его для моего падения.

Видимо, делая по несколько раз давно знакомый прием, я довожу движения до автоматизма и мозг тут же предательски отключается, я перестаю двигаться осознанно, контролируя каждый момент себя и партнера, и на этом становится очень легко меня поймать.

А ведь то же самое происходит и в жизни. Когда я каждый день иду одной и той же дорогой на работу, то иногда ловлю себя на том, что не замечаю, как дошла до конечного пункта, как будто мозги на 30 мин. отключились. Получается, что действую как во сне, не обращая внимания на то, какая погода, кто прошел мимо, как изменились деревья и т.п. А ведь именно в этой осознанности лежит ключик к хорошему настроению, радости, счастью. Умение радоваться каждому моменту меняет саму жизнь. Зачем такая жизнь, если я не замечаю, как живу!? Осознание этого позволяет мне выходить из подобного состояния зомби, проснуться. В эти минуты очень радостно на душе.

Уловив на тренировке ощущения Заншин, которые приносят беспричинное чувство радости и счастья, я пытаюсь воспроизвести их в повседневной жизни. Заметила, что это положительно складывается на ней.
В этом мне еще очень помог метод БОН (метод безоценочного осознанного наблюдения). Проходя у Татьяны Морозовой интерактивный курс очищения, я пыталась выполнить задание, связанное с применением этого метода.

Приведу его краткое описание: «Применение данного метода предполагает, что мы, оставаясь тем, кем являемся в настоящий момент, одновременно наблюдаем себя: свои мысли, эмоции, ощущения, действия, - не давая оценок увиденному, то есть без осуждения либо одобрения. Благодаря этому мы привносим осознанность в нашу жизнь, что позволяет нам видеть целостную картину происходящего, воспринимать реальность такой, как есть, во всех ее проявлениях, без предпочтения и сопротивления жизненным фактам, своевременно откликаться на любые возникающие ситуации, а значит, жить легко и непринужденно.

Метод БОН обучает нас обращаться с самим собой, со своим умом, со своими эмоциями и чувствами. Метод предлагает рассматривать все наши мысли, желания и переживания незамедлительно, тем самым не давая им возможность уйти на уровень подсознания и в скрытой форме оказывать влияние на нашу жизнь.»

Когда я начала изучать данный метод, я нашла много общего с принципами айкидо, что позволило мне более эффективно заниматься на тренировках и применить его в жизни. Например, меня перестали раздражать мелкие неурядицы, я стала решать сиюминутно возникающие проблемы, а не придумывать различные негативные ходы развития ситуаций. В результате некоторые вопросы (особенно на работе) стали быстрее решаться.

Уважаемые читатели, возможно и Вы пробовали использовать этот метод, с удовольствием прочту о вашем опыте.
Жду ваших писем. Olgant81 в yandex.ru
С уважением, Оля.
Страница: 1/3Last Page
123