Как-то много лет назад я вел класс в Хомбу Додзё. Темой занятий была техника кокю-хо. Я так увлекся объяснением тонкостей этой техники нескольким юданся (старшим ученикам, носящим черные пояса), что перестал контролировать весь татами. Вот и не заметил, как в дальнем углу мата двое начинающих затеяли борьбу, настоящее ристалище — соревнуясь в силе, — набычившись, с напряженными мышцами и жесткими руками. Это было скорее похоже на борьбу сумо, чем на занятия айкидо. Я также не заметил появление в додзё О Сэнсэя, который, по своему обыкновению, явился неожиданно — чтобы посмотреть, как идут занятия. «Кто ведет этот класс?!» — прогремел его резкий от гнева голос. Заметив меня, О Сэнсэй указал на удивленных новичков и сказал: «Саотомэ, ты нарушаешь принцип айкидо. Я разработал систему, систему обучения, систему воспитания. Айкидо — это процесс обучения. Своим невниманием ты сейчас уничтожаешь смысл айкидо!

Его воспитательный процесс — это изучение и совершенствование основной техники кихон вадза». Кихон вадза — основа практики айкидо. Это сущность философии айкидо, сконденсированная в ряде основных движений, каждое из которых дает новую иллюст-рацию одного и того же лежащего в ее основе принципа. Людям часто кажется, что они занимаются изучением айкидо, но на самом деле они этого не делают. Они изучают иккё, или сихо-нагэ, или ирими-нагэ, думая при этом: «Это правильный способ выполнения иккё; это правильное сихо-нагэ». Но такой подход лишен смысла. Вместо того чтобы разделять техники для их изучения, мы должны учиться видеть их единство, применение основного принципа и его философский результат. Не существует совершенного иккё, но любое иккё будет правильным, если оно выполнено спонтанно, искренне и в гармонии с конкретной ситуацией. Ученики часто пытаются точно копировать инструктора, но для самого инструктора иккё всякий раз бывает другим. Точную форму невозможно повторить еще и еще раз. В каждой ситуации степень и направление приложения силы различны; положение вашего тела не всегда одинаково, форма тела и строение мышц у каждого партнера другие, и восприятие и согласование постоянно изменяются. Соответственно должно изменяться и применение приема. Техника заключается в том, чтобы в течение секунды создавать форму. Никогда не бывает той же самой секунды, той же самой формы. Но лежащие в основе принципы всегда одни и те же.

Однажды в додзё зашел спортивный репортер одной из крупных токийских газет, чтобы взять интервью у О Сэнсэя. О Сэнсэй говорил о принципах, философии и целях айки. Пораженный тем, что он услышал, репортер попросил О Сэнсэя что-нибудь ему продемонстрировать, чтобы он мог снабдить статью фотографией, отражающей эту активную философию. О Сэнсэй подозвал укэ и показал репортеру очень мощное движение ирими, отбросив своего укэ не меньше чем на пятнадцать футов.
Придя в сильное возбуждение, журналист попросил:
— Сэнсэй, сделайте это, пожалуйста, еще раз. Эта фотография будет очень выразительной!
О Сэнсэй стал показывать множество различных бросков и движений. Наконец он остановился и посмотрел на фотографа, но тот сказал:
— Сэнсэй, это все замечательно, но не могли бы вы повторить еще раз первое движение?
И О Сэнсэй опять начал демонстрацию
— бам, бам, бам — ни одного броска дважды. Затем он повернулся к фотографу и спросил:
— Ну что, сделал ты свою фотографию?
— Все это замечательно, пожалуйста, повторите еще раз в точности первый бросок, — ответил явно разочарованный фотограф.
— Что? Я тебя не понимаю. Ты профессиональный фотограф и должен уметь ловить момент. Айки не имеет формы. Ситуация всякий раз другая, и для нее подходит другое движение. Одно и то же движение никогда нельзя повторить дважды. Ты должен уловить сущность. «Еще одного раза» не существует. Ты должен пытаться схватить образ спонтанно. Это и есть айки.

В додзё часто приходили различные группы людей, чтобы посмотреть, что показывает О Сэнсэй, или послушать его лекции. О Сэнсэй мог всякий раз делать ирими-нагэ, но основной акцент и подход были всегда другими, в зависимости от конкретных интересов группы. Демонстрируя это движение группе танцоров, он подчеркивал изящество и красоту его силы. Группе будока он показывал живую силу и ее потрясающее действие применительно к боевому искусству. Группе художников он демонстрировал силу творческих способностей и художественного осознания, которая развивается в результате этой практики. Сущность айкидо — спонтанность и изменение. Диапазон проявлений айкидо необъятен, как сама Вселенная. Поэтому каждая основная техника в этой системе обладает множеством разных применений, и существует множество методов тренировки, которые приводят к разным результатам. Если упор делается на контроль пространства, форма иккё будет отличаться от той, которая требуется, когда основное внимание уделяется техническому исполнению. Сущность тренировки мышц и тренировки согласования и восприятия одна и та же, но иккё исполняется с разных точек зрения.

С каждым днем и с каждым годом учение О Сэнсэя неуловимо изменялось. Жизненный опыт, ежедневные тренировки и время увеличивают мудрость. Сравнив то, как О Сэнсэй учил делать иккё десять лет назад и теперь, становится очевидным, что выглядит оно так же, но в то же время это нечто совсем иное. Другим был его дух, теперь его понимание и философия стали более утонченными. Для О Сэнсэя практика была повседневной жизнью. Вкладывая в практику всю свою жизненную энергию, опыт, видение, молитвы и надежды, он никогда не переставал расти. Те, кого интересовала только форма, не могли видеть роста и изменений, происходящих внутри.
...page... Wiki Pagination has not been enabled on this site.
Ученики должны обладать особым видом зрения, которое позволяет им интерпретировать то, чему учит инструктор. Они должны видеть дальше формы, проникая в самую суть. Не существует легкого пути для понимания кихон вадза, потому что вы должны открыть для себя истину. Но с помощью искреннего изучения свойств и реакций энергии и в результате развития своей собственной физической силы вы начнете глубже заглядывать в эти принципы и готовить путь для духовного роста. Все движения кихон вадза — это великолепный фундамент и катализатор духовной революции.
Пока вы не научитесь выполнять правильную и центрированную атаку, вы не сможете научиться отвечать на атаку центрированно и правильным образом. Пока вы не научитесь отвечать на выполняемую технику, вы не сможете изучить воздействие и динамику энергии. Когда во время практики айкидо вы атакуете своего партнера, вы даете ему возможность тренироваться, возможность отреагировать и усовершенствовать свою технику. Вы же, в свою очередь, приобретаете самый ценный опыт в обучении айкидо. В результате движения своего партнера вы получаете знания из первых рук, с помощью каждого нерва своего тела. Вы будете чувствовать слабости исполнения точно так же, как и силу формы. Обогащая свой опыт, вы — благодаря его непосредственному влиянию на ваше тело и ваш дух — поймете, почему конкретное движение может быть неэффективным и как едва заметное изменение заставляет это движение работать. Вы учитесь на успехах и ошибках своего партнера точно так же, как на своих собственных. К этому нужно относиться с уважением.

В процессе тренировки инструктор демонстрирует технику для вашего обучения. Каждый упражняется в этой технике, так что каждый понимает движение защиты, к которому следует прибегнуть. Зная это, укэ (тот, кто атакует и принимает силу техники) легко может предвидеть движение и остановить его. Останавливать таким образом прием своего партнера нечестно, и это строго запрещено. Каждая техника рассчитана на то, чтобы испытать и изучить конкретный стиль и направление силы. Техника айкидо зависит от слияния с силой атаки. Именно эта сила определяет движение. Если укэ сдерживает необходимую силу, нельзя обменяться опытом и изучить именно это применение техники. Каждую атаку необходимо довести до конца, честно выполнить ее из своего центра к центру партнера, сохраняя свежий ум и дух. Атака всякий раз выполняется с полной концентрацией, так, как будто это первый и единственный раз. Сейчас — это сейчас.
В дзю вадза (технике свободного стиля) уместна любая атака, пока она искренняя и соответствует идее техники, поскольку тренировка делает упор на спонтанные движения. Но основа спонтанного движения — кихон вадза, поэтому необходимо строго следовать предусмотренному процессу тренировки. Расширяйте свой дух; не расширяйте свое эго.

В продвинутых тренировках важной частью процесса обучения становится сильное сопротивление. Но это не сопротивление эго или соперничающего духа. Оно должно быть честными оказываться с чистым сердцем. Вы должны также научиться понимать, когда сопротивление уместно и когда оно глупо и опасно. Спасительное искусство укэми (техники падения и защиты от повреждения) — это первый шаг к изучению айкидо. Мне часто приходилось видеть, как ученик останавливается и начинает оказывать сопротивление в самое неподходящее время, демонстрируя партнеру свою слабость. Стараясь доказать ограниченную силу именно этой одной части своего тела, он оставляет себя полностью открытым и незащищенным от удара в жизненно важную область. Я видел, как ученики сопротивлялись, когда ничтожное увеличение давления со стороны партнера могло привести к вывиху плеча или локтя или к перелому запястья. Это не самозащита и не хорошая тренировка. Это глупость упрямого эго. Как укэ, вы сами отвечаете за то, чтобы прикрыть свои незащищенные места и защитить себя. Самый лучший способ сделать это — довести до конца начатую атаку и выполнить укэми, оставаясь чутким к реакции партнера, осознавая все вокруг, сохраняя готовность к перемене и к следующему дэ-ай. Чтобы научиться тому, когда уместно оказывать сопротивление, понять, когда сопротивление создает ситуацию, пригодную для обучения, нужен немалый опыт. Это практика только для продвинутых учеников. Прежде чем вы научитесь прыгать, вы должны научиться ходить.

Укэми в практике айкидо рассчитаны таким образом, чтобы ни одна часть тела сама не принимала на себя удар при падении. Сила равномерно распределяется и рассеивается в кувырке, от плеча до противоположного бедра. Мы не падаем плашмя, открывая уязвимые места, а заканчиваем стойкой ханми (треугольная стойка), которая обеспечивает максимальную безопасность В противоположность резкому падению в дзюдо, круговое движение не вызывает чрезмерного напряжения в почках и печени. В каком-то смысле оно массирует все мышцы плеч, спины и бедер, поддерживая их силу и гибкость. В некоторых случаях естественное движение помогает выровнять позвоночник. Благодаря быстрому и легкому вращению улучшается общая циркуляция, в результате чего во все части тела поступает свежая кровь и энергия, и тело быстро очищается от накопленных шлаков. Это также прекрасная тренировка ощущения равновесия и устойчивости. Обычно хорошие укэ лучше всех владеют техникой.

Научиться быть хорошим укэ — это прежде всего развить чувствительность к тому, на что способен ваш партнер. Глупо атаковать начинающего, применяя для этого всю свою силу, потому что в таком случае вы не даете возможности человеку отреагировать и обучение теряет смысл. Глупо также атаковать, прибегая к способу, который сильнее того, для которого вы можете сделать укэми. Хорошая атака — это не обязательно самая быстрая, самая сильная атака, на какую вы способны. Хорошая атака — это контролируемая, центрированная и честная атака, предпринятая с учетом положения вашего партнера и вашего собственного. Это первый шаг в развитии восприятия.

Нагэ — это тот, кто исполняет технику, тот, кто бросает. Именно в момент броска на вас лежит самая большая ответственность, двойная ответственность контроля и сострадания. Вы должны научиться ощущать боль своего партнера, находить в себе сострадание и соответствующим образом настраивать свое движение. Именно в этот момент вы учитесь понимать смысл занятий будо, «защищать карму противника»; защищать того самого человека, который прилагает все усилия к тому, чтобы стать угрозой для вашего собственного здоровья. Укэ преподносит вам великий дар истины и дает возможность шлифовать свою технику, экспериментировать и расти. Обо всем этом необходимо помнить в лихорадке и давлении боевой ситуации. Вы должны преодолеть свое эго и агрессивную энергию и открыть позитивный путь гармонии. Каждая атака и защита — это благоприятная возможность крутого перелома в глубинах вашего духа. Это трудная тренировка, внутренняя борьба, которую не может видеть неискушенный. Айкидо означает не вызов вашему партнеру, а вызов себе. Если вы слепы к чувствам своего партнера, вы никогда не ощутите движения Вселенной или ее связи с вашей собственной жизнью. Ваше движение должно быть интуитивным применением универсальной силы, вашего духа, слившегося с пустотой этого вакуума.

Вы и Вселенная — одно. Осознайте это! Всякий раз это кацу, духовное пробуждение, символическая пощечина, способствующая пробуждению духовного зрения. Ваши физические глаза могут быть открыты, но если духовное зрение спит, вы не способны на спонтанную реакцию. Сейчас — это сейчас! Если в каждом движении сконцентрируется весь ваш дух, вся ваша жизнь, вся ваша энергия, оно расцветет в вашем разуме и всякий раз вы будете находить маленький кусочек шторм (просветления). Хороший партнер по тренировке дарит сатори. Ваш партнер — это ваше зеркало, шлифовальный камень, о который вы шлифуете и очищаете свой дух. Научившись со всей полнотой использовать свои пять чувств, вы начнете открывать шестое и седьмое чувства — духовное осознание. Избавившись от своего маленького себялюбивого эго, вы откроете разум всей Вселенной.

Настоящей целью занятий айкидо является повышение качества жизни. Если вы обладаете физической силой и хорошо владеете техникой на мате, но не можете научиться общению с другими людьми в повседневной жизни, ваши занятия лишены смысла. Если вы постоянно избегаете стрессов, вы не можете развить сильный и благородный дух. Когда вы совершенствуете свою реакцию на стресс и давление на мате, вы совершенствуете свою реакцию на стрессы в жизни, в своих взаимоотношениях с другими людьми. На мате вы не можете убежать от атаки своего партнера. Вы должны научиться встречать его, сохраняя уверенность и контроль. Благодаря таким тренировкам вы приобретаете силу и способность сохранять контроль в конфликтах, которые поджидают вас в повседневной жизни.

Сидеть и медитировать — это ценная практика, но медитация практики айкидо учит вас оставаться спокойным и центрированным среди опасностей и угроз. Она учит вас оставаться открытым, улавливать чувства и вибрации других людей так, чтобы вы могли воспринимать их агрессивность и находить путь гармонии. Она учит вас преодолевать свои собственные агрессивные инстинкты, совершенствовать свои реакции так, чтобы вы могли точнее отражать дух Творца.
Приведенные ниже наполовину философские, наполовину технические описания отдельных техник никоим образом нельзя считать полными. Их цель — дать тем, кто уже занимается, точку отсчета, намек на направление, которому они должны следовать. Что касается тех, кто никогда не ступал на мат айкидо, я искренне надеюсь, что это сможет вдохновить их на поиски хорошего учителя. Айкидо невозможно выразить словами. Чтобы слова приобрели смысл, вам необходимо руководство квалифицированного учителя и ежедневная практика. Айкидо — это философия действия.
...page... Wiki Pagination has not been enabled on this site.

Ханми

Большинство систем обучения боевым искусствам рассматривают определенные стойки, позы защиты, характерные для конкретного стиля. Но стойка айкидо, по существу, не является стойкой. Это не поза защиты в ожидании атаки. Это позиция соотнесения, которая допускает полную свободу движения в любом направлении. Любое движение начинается, совершается и заканчивается в ханми.

Форма ханми — это треугольник, естественное положение идущего человека. Одна стопа впереди другой, колени расслаблены, вес тела смещен естественным образом. Когда партнер атакует, ученик начинает слишком концентрироваться на том, какая нога впереди, рассчитывая, какую руку использовать для удара. Это сужает ваше видение и замедляет реакцию. Если впереди находится не та нога, которая позволяет встретить атаку, сохраняя равновесие, все, что вам нужно, — это сделать шаг вперед, сместить вес и найти равновесие в процессе естественного движения. Не принимайте специальных камаэ. Расслабьтесь и сконцентрируйте свое духовное видение, чтобы видеть движения партнера, его глаза, его стопы, его центр, пространство его духовного тела. Техника допускает перемещение ног. Никогда не останавливайтесь и не вступайте в борьбу с энергией, позволяющей вашему телу выйти за пределы точки равновесия. Сделайте шаг так, чтобы стопа оставалась за вашим центром. Движение — ключ к силе.

Подобно тому, как Земля приспосабливается и настраивается согласно вибрациям Солнца, мы должны соответственно чувствовать своим телом и духом и обрабатывать вибрации, которые мы получаем от партнера. Это жизненно важный способ формирования ки.

Сэйдза кокю реку тандэн хо (Тренировка дыхания и силы в положении сидя)
Кокю хо — силовой элемент мусуби, эти движения составляют основу всего искусства айкидо как выражения принципов природы. В этой практике укэ захватывает оба запястья партнера, но через запястья он должен стремиться завладеть его центром. Это не упражнение толкания рук. Укэ должен действовать честно, давая партнеру свою энергию. Оба партнера сидят в сэйдза, их колени почти соприкасаются, они сохраняют устойчивость, ощущая давление, направленное в самый центр Земли. Существует три основных вида удержания: сбоку — наиболее общее; сверху и снизу. Так как в каждом виде энергия течет в разных направлениях, всякий раз движение должно быть соответствующим образом отрегулировано.
Нагэ должен быть полностью расслаблен и гибок, движению должно предшествовать сознание единства. Вы должны стремиться к пустоте. Никогда не сражайтесь с умом своего партнера. Никогда не допускайте, чтобы личные конфликты исказили дух. Дух реагирует первым, и физическое движение начинается в хара. Сначала вы должны принять энергию партнера, соединиться с ней и превратить ее в свою собственную. Когда вы поглощаете ее своим хара, две энергии приобретают одно направление, сливаются в один поток, содержащий их общую силу. Не старайтесь вывести своего партнера из равновесия только с помощью движений своих рук, вместо этого расширьте силу из своего хара, из всего своего тела, перенаправляя и контролируя энергию с помощью плавного, едва заметного изменения движения духа. Ваше представление не должно ограничиваться пространством, занимаемым вашим телом, оно должно расширяться в духовное пространство Вселенной. Вы находитесь в центре движения галактики. Вы сидите в центре атома. Вы и ваш партнер являетесь живым символом Инь и Ян, циркуляции противоположных энергий, движущихся по одной спирали, образующих единое целое.

Ваши плечи не должны быть напряжены, весь вес вашего тела давит вниз. Ваши локти должны сохранять гибкость и быть чуть согнутыми, соединяясь с вашим хара так чтобы энергия свободно текла из центра. Ваши руки описывают спираль, следуя спирали вашего тела и направлению движения энергии вокруг ваших запястий.

Обе руки, левая и правая, должны двигаться вместе, совершая одно спиральное движение и помогая друг другу. Все ваше тело должно описывать спираль, выходящую из вашего центра и направленную к центру вашего партнера. Если ваш партнер крепко держит ваши запястья и ваши руки и тело втягивают его в ваше движение, его локти поднимутся и отделятся от его центра. При этом движении его сила расщепляется, и вам остается только расширить свою энергию, чтобы вывести его из состояния равновесия.

Система тренировки очень строгая. Цель кокю хо заключается не в том, чтобы бороться до победы, это не соревнование. Для начинающих такой вид тренировки — табу. Во время занятий, как отношение, так и тело должны быть гибкими. Нельзя выполнять это движение с несгибаемой рукой, которая используется при расширении ки, или пользуясь силой тренированных мышц. Вы должны воспринимать движения партнера и чутко на них реагировать. Когда вы физически ощущаете гибкую силу этого движения, независимо от того, исполняете вы роль нагэ или укэ ваше представление об энергии, как бы глубоко и всесторонне оно ни было, неизбежно изменится и станет многомерным: физическая сила за счет гибкости, а не сопротивления; энергия за счет гармонии, а не силы. Вы начнете понимать всеобъемлющую силу мусуби.

В упражнении кокю хо сконденсированы все движения айкидо. Оно содержит в себе все технические секреты. Вот почему все остальные техники исходят из этой практики.
«Когда динамика спирального движения приведет к изменению вашего физического состояния, вы переживете ментальную революцию. Это изменение в вашем разуме и сердце вызовет духовную революцию. И вы станете одним целым с движением Вселенной», — говорил О Сэнсэй.

Хотя всегда подчеркивается, что при занятиях айкидо вы не должны зависеть от мышечной силы, мышцы необходимо развивать и добиваться того, чтобы они стали сильными. Делайте это правильным образом — не за счет их подвижности и гибкости. Тренировка двух рук, очень крепко сжимающих одну, — прекрасный способ развития мышц как для нагэ, так и для укэ. Как и в случае большинства кихон вадза, метод выполнения изменяется в зависимости от желаемого результата. Но независимо от того, будет ли тренировка статической или динамической, важнее всего придерживаться основных принципов, правильного отношения и соответствующего движения. Хотя для достижения этих конкретных результатов используется техника, выполняемая в статическом положении, тренировка мышц не должна быть жесткой, иначе развитие мышц будет жестким, лишенным гибкости.

В процессе тренировки укэ крепко, обеими руками захватывает одно из ваших запястий. Как и при выполнении кокю хо в положении сидя, он должен захватить его так, как будто он через эту одну руку пытается лишить подвижности все ваше тело. Он должен захватить вашу руку так, как будто это меч, расширяя при этом свою энергию и концентрацию через свои руки в ваш центр. Не теряйте гибкости и не позволяйте, чтобы ваш разум настроился на противоборство. Всю свою концентрацию вы должны направить в дыхание, расслабляя тело, разум и дух. И, как всегда, дух начинает двигаться первым. Принимайте всю силу партнера и спрессовывайте всю энергию в своем хара. Когда ваши бедра опускаются и скручиваются, все ваше тело и дух должны сжаться, чтобы направить обе энергии в один поток. Никогда не противодействуйте атаке — вам необходим свободный, незакрепощенный центр — тогда и физическое действие будет эффективным. Точка физического контакта движется последней, ведомая свободой и силой всего остального тела. Не только рука, которую держат, но обе руки должны быть втянуты в ваш центр, чтобы соединиться с энергией, локти при этом направлены вниз, колени согнуты, вес опускается вниз, тогда как спина выпрямлена.

Для внешнего наблюдателя это может выглядеть как физическая борьба, но внутри разума и духа происходит очень тонкая работа восприятия. Чтобы улавливать вибрации, ваш разум должен быть безмолвным, ничем не запятнанным кристаллом. Хотя вы испытываете сильное давление со стороны партнера, оставайтесь спокойным, лишенным эго, не вступающим в борьбу, у вас не должно быть ни одной мысли о противнике. В тот момент, когда вы начнете бороться, ваш ум будет пойман и ваше движение остановится.

Концентрируясь на дыхании, выражая его силу в дыхательном действии самого физического движения, вы начнете понимать дыхание космической энергии, которая дает начало самой Вселенной и всей жизни в ее пределах. Вы должны тренировать свою концентрацию с помощью дыхания, развивая устойчивость и расширяя силу своей собственной тяжести как гравитации. Вибрации физического мира влияют на духовные вибрации. Благодаря физическому развитию стабилизируется также и дух, и становится очевидной возросшая мощь духовной силы как гравитации. Постарайтесь осознать собирающуюся и конденсирующуюся энергию. Всемогущая сила гравитации сжимает энергию до тех пор, пока возникшее трение не вызовет гигантский взрыв освобождения. Когда руки пересекаются и ваше тело начинает подниматься, вся энергия, как физическая, так и духовная, конденсируется в одной точке. Духовная субстанция текущей горизонтально воды соединяется с духовной субстанцией огня, поднимающегося в небо. Хара освобождается от напряжения во взрыве объединенной энергии. Когда руки раскрываются вслед за вашими освободившимися бедрами и возвращают энергию обратно вашему утратившему равновесие партнеру, тело и дух неодолимо расширяются в пространстве.

Вы должны неустанно тренировать дыхание. Концентрируйтесь на собирании и сжатии энергии, когда делаете вдох, и на освобождении энергии, взрывающейся вместе с вашим выдохом. Ваше движение — это движение Вселенной. Ваш мысленный образ — начало всего мироздания, образование звезд и планет, раскрытие цветка, когда он ощущает тепло летних солнечных лучей, сила жизни. Не имеет значения, удалось вам бросить своего’ партнера или нет. Смысл всех тренировок в том, чтобы открыть свою духовную силу гравитации и выйти за пределы своего агрессивного отношения.
...page... Wiki Pagination has not been enabled on this site.

Сёмэнучи иккё

Сёмэнучи — это удар в голову (мэн), направленный чуть выше переносицы. Старое название этого удара мэн но танрэн «центр головы». Начинающему ученику трудно выполнить такой удар. Большинство новичков начинают наносить удар таким образом, что рука движется не от центра тела. Руки должны быть расположены так, чтобы в любой момент можно было нанести эффективный удар и чтобы центральная линия вашего тела была закрыта. Когда вы поднимаете руку, мысленно представляйте удар в каждую жизненно важную точку вашего партнера. Старайтесь всякий раз контролировать его пространство. Ваша рука должна быть направлена на центр партнера, готовая нанести удар соответственно: чуть выше пупка, в солнечное сплетение, в сердце, в горло, в переносицу. Удар сёмэнучи завершается и расширяется между глазами.

При таком прямом направлении значительно труднее глубоко воспринимать происходящее и судить о скорости атаки, чем при ударе, приходящем со стороны. Если вы, принимая такую атаку, концентрируетесь на руке, в то время как ваши глаза будут пытаться следовать за ее движением, равновесие вашего тела будет нарушено — сдвинуто назад. Ваше тело примет позу человека, желающего убежать. Ваше согласование будет утрачено, и вы не сможете принять мгновенное решение о движении вправо или влево. Вы должны видеть движение центра своего партнера и иметь дело не с его рукой, а с направлением его силы. Ваше тело должно быть прямым и открытым, чтобы вы могли быстро двигаться в любом направлении. Ваш ум должен быть открытым и пустым от вычислений, чтобы вы могли точно воспринимать атаку. Прежде чем произойдет контакт, вам необходимо использовать свои движения и волю, чтобы контролировать центр атакующего. Захватив бьющую сверху руку, вы получаете стратегическое преимущество. А отклонив и перенаправив его энергию, вы добиваетесь полного слияния.

Встречайте атаку протянутой рукой и делайте это в духе кокю хо, без конфликта, без удара. Сначала вы должны соединиться с рукой атакующего, соединившись с его направлением. Потом слегка изменить это направление с помощью непрерывного вращательного движения по спирали, приводя в согласие обе энергии. Это мусуби. Если вы за атакой не ощущаете духа, если вы не обладаете силой общения, вы не сможете объединить свою энергию с энергией нападающего. Если вы не можете слиться с атакой, вы не можете ее и контролировать. Вы должны научиться использовать всю силу и мощь своего тела и духа с изяществом и гибкостью, которые позволяют чувствовать малейшие смещения тела и духа вашего партнера. Вы должны научиться общаться с каждым партнером на физическом, ментальном и духовном уровне, интуитивно и спонтанно.

Во времени нет времени; в скорости нет скорости. Каждое мгновение любого движения, каждое мгновение любой, борьбы — это неподвижность. Ваши глаза должны научиться схватывать эту неподвижность, как это делает затвор объектива. Не существует быстрого или медленного. Атака, которая вам, как новичку, кажется быстрой, с практикой и приобретением опыта становится медленнее. Ваши глаза изменяются, и вы смотрите по-другому. Если вы продолжаете тренироваться, в конце концов приходит время, когда любая атака, какой бы быстрой она ни была, будет казаться вам замедленным движением кадров на экране. В истинной гармонии не существует ни времени, ни пространства, потому что не существует разделения. Наше себялюбивое эго привычно и произвольно разделяет единое время, единое пространство и всеобщие творческие вибрации, и тогда все это начинает представляться нам разным, и тогда мы не можем понять друг друга. Гармония — это общение, связь. Ичи го ичи э.

Иккё — это начало и основа, самая первая и главнейшая часть обучения.
О Сэнсэй говорил: «Ирими-нагэ, сихо-нагэ — это десять лет для изучения. Иккё — это вся ваша жизнь».
Ваша интерпретация техники со временем и с опытом будет изменяться, через иккё ваш рост как индивида и ваше понимание будут проявляться каждый раз по-новому. Существует общепринятая внешность иккё, основной вид, но собственно формы у этой техники не существует. Изменения иккё — это постоянно меняющиеся особенности жизни. Не существует никаких конкретных образов. Каждое утро вы должны просыпаться со свежим умом, не затемненным тем, что происходило вчера, открытым изменениям. И точно таким же должен быть ваш подход к иккё, каждый раз со свежим умом.

Нередко, когда я веду класс, у меня возникает потребность подчеркнуть конкретное движение или чувство или возможность иначе посмотреть на технику. И всякий раз, когда я слежу за тем, что делают ученики, оказывается, что именно начинающие по-настоящему осознают то, что я только что продемонстрировал, и пытаются это воспроизвести. Более продвинутые ученики пользовались этой техникой уже столько раз и так часто у них уже есть готовое мнение об этой технике, что они забывают, как нужно смотреть. Их ум полон вчерашнего, затемнен воспоминаниями и их собственными представлениями. Они смотрят, но не видят. Они забыли основной принцип жизни: сейчас — это сейчас!

Изучение иккё раскрывается, как свет, проходящий через призму. Когда вы смотрите на предмет, вы видите только один маленький аспект света. Вы воспринимаете только ту часть спектра, которую отражает этот предмет. Но сам свет содержит все цвета. Каждое новое применение иккё — это лишь узкое отражение бесконечного процесса. Чтобы ощутить и воспринять сам свет, вы должны проникнуть за это отражение. Когда вы изучаете движение иккё, вы должны осознавать не только свой собственный центр и центр своего партнера, но также и общий центр, который образуется в результате вашего взаимодействия. Центром взаимодействия является дэ-ай, встреча. Прежде чем произойдет физический контакт, вы должны понять этот центр и контролировать его при своем движении. Когда начинается атака, начинается ваше движение. Если ваш партнер правильно начал атаку и вы правильно на нее отреагировали, он последует за вами. Это урок связи.

Когда связь прекращается, жизнь движения заканчивается. Если ваше положение после начала атаки изменилось и ваш партнер не пытается вам следовать, он, по существу, погиб. Вы сойдете с пути атаки, повернувшись к его незащищенному месту в момент его наибольшей слабости. Укэ должен следовать, он должен стараться читать ваше движение и соединяться с ним. Это единственная возможность. Создавайте вакуум и ведите в него партнера прежде, чем произойдет физический контакт. Отклоняйте и рассеивайте его силу, используя свою гравитационную мощь. Когда вы воспринимаете друг друга на всех уровнях сознания, оба центра вовлекаются в дэ-ай.

Контролируйте его центр, контролируя встречу и тончайшую нить, которая соединяет вас вместе. Если ваше движение будет слишком быстрым и слишком резким, нить оборвется. Если ваше движение слишком медленное, она ослабнет. Если вы отклоняете энергию после совершения движения, но раньше, чем его тело будет готово к удару, вам будет легко лишить его равновесия. Его тело естественным образом последует изменившему свое направление фокусу удара и начнет скручиваться. Все, что вам нужно, — усилить скручивающее движение и уменьшившуюся силу атаки. Натяжение нити, связь — вот что важнее всего. Ведите своего партнера тщательно и точно, ваши глаза, ваша ки, ваш ум и ваши вытянутые руки сильно и ровно притягивают его силу, пока вы не сможете с нею соединиться. Устройте встречу в удобное для вас время и на своих условиях. Секрет движения — это духовная субстанция воды. Принимайте и охватывайте силу. Собирайте ее и перекатывайте, подобно океанской волне. Не пытайтесь выскользнуть из-под его силы, потому что в этом случае он обойдет и охватит вас.

При схождении не бейте с силой. Откатывайте атакующую руку с помощью спирального движения вашего блока. Захватывайте и расширяйте ее, поднимая локоть и одновременно управляя запястьем. Присоединяя снизу локоть, продолжайте спиральное движение и отбрасывайте его в центр своего партнера, таким образом, контролируя все тело. Именно в этот момент вы можете глубже использовать принципы человеческого равновесия. Это тот момент, который определяет, будет ли движение движением ура (поворот назад) или омотэ (вхождение спереди). Изучите скоординированное движение тела и положение его частей — бедер, рук, ног и головы. Вам станет ясен принцип равновесия и геометрическое расположение. Когда вы научитесь давить на диагонали через центр противостоящей силы и перенаправлять энергию на себя, точки нарушения равновесия будут незащищенными.

Суть движения в том, чтобы контролировать ситуацию. А чтобы контролировать ситуацию, необходимо сохранять над ней власть, используя свою духовную силу гравитации. Это справедливо для всех движений айки. Чтобы сохранять власть над ситуацией, вы должны иметь связь с противостоящей силой и понимать ее. Но прежде всего вы должны контролировать и понимать себя. А это может прийти только со временем, в результате тренировки. Иккё — это первая глава, и она же является последней.