Загружается...
 
По материалам Википедии
на главную

Принципы айкидо

Айки

Айки (яп. 合気?) в переводе с японского означает — «дух единения».
Ай-ки нельзя исчерпать словами,
Написанными или произнесёнными.
Не занимаясь пустой болтовнёй,
Пойми всё на практике.
— Уэсиба Морихей

Дух единения - категория не интеллектуальная, а интуитивная, развивается только опытным путём, и самоанализом. Айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества.
В айкидо нет соревнований 1, а практикуется ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров атакует (он называется укэ (яп. 受け?)), а другой защищается (он называется тори (яп. 取り?), ситэ (яп. 仕手?) либо нагэ (яп. 投げ?), в зависимости от школы). Партнёры поочерёдно меняются ролями.

Ма-ай

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружён.
Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.
Вместе с тем «Ма-ай» не всегда означает именно «дистанцию» — а также «безопасное место в пространстве», которое открывается на время удара — большинство «входов» тесно связаны с понятием «Ма-ай» и ведут Нагэ (Ситэ) именно в эту безопасную область/зону. Например Тэнкан-уход от атаки Ёкомэн-учи — дистанция сократилась, тем не менее «Ма-ай» не была нарушена, если Нагэ (Ситэ) обезопасил себя уходом и отводом атакующей руки. «Ма-ай» так же зависит от понятия «Кудзуси» (выведение из равновесия) — чем более разбалансирован Укэ, тем просторнее «Ма-ай», так как из такого положения он не сможет вас атаковать… например ударить второй «свободной» рукой. Нужно выработать в себе способность чувствовать дистанцию, и способность быстро её менять.

Уход с линии атаки

Уход с линии атаки — первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки, уход внутрь называется ути сабаки.

Ирими и тэнкан

Эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу. Ирими (омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением),стихия -Огонь (Ян) тэнкан (ура) — круговой уход, стихия Вода (Инь). Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.
Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.

Использование «центра»

Работа «центром» — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее. Наге не только работает своим центром, но и сам должен стать центром, вокруг которого движется Укэ.

Точка суми

Суми (яп. 隅・角 суми?, букв. «внутренний угол») — направление для выведения из равновесия (кудзуси) укэ. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также используется суми (например, при выполнении броска суми-отоси), в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени инерция нападающего, а также физиологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырёхугольным основанием, где два угла (суми) будут «заполнены», а два «пустыми». Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, айкидока вынуждает укэ к падению, при этом центр тяжести укэ смещается в маэ-суми (передний пустой угол) или усиро-суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и усиро суми несколько раз.
Хорошо проведённое выведение из равновесия по направлению суми приведёт к падению укэ. Это является основой базовых техник айкидо.
действие мастер дзюдо мастер айкидо
когда противник тянет толкает входит
когда противник толкает тянет поворачивается

Укэми

Укэми — самостраховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Различают маэ-укэми (самостраховка вперёд), усиро-укэми (самостраховка назад), ёко-укэми (боковая самостраховка).
Маэ-укэми и усиро-укэми могут выполняться из позиции стоя (тати-ваза) и из позиции киза (сувари-ваза). Существуют также хантэн-укэми (перекат на спине с отбивом рукой) и тоби-укэми («высокая самостраховка», прыжок). Укэми - это не только самостраховка, но и способ передвижения.

Осаэ

Осаэ — контроль (удержание), обычно завершающий этап приёма: перехват инициативы — вход (ирими) или поворот корпуса (тэнкан) — выведение укэ из равновесия (кудзуси) — проведение техники (какэ) — контроль. Чаще всего техника заканчивается приёмом удержания (осаэ-вадза), но также может заканчиваться броском (нагэ-вадза). Контроль позволяет нейтрализовать агрессора и исключить его повторные атаки.

Атэми

Атэми — это разновидность ударной техники. В разных школах айкидо «Атэми» трактуют и применяют по разному, но тем не менее есть и общие признаки:
«Атэми» — это вспомогательная техника для перехода к основной: броску или контролю (удержанию).
«Атэми» — это не обязательно удар в голову — удар по кисти, в выключенный локоть, в бицепс, по плавающим рёбрам — всё это тоже разновидности «Атэми».
Целью «Атэми» не является 100%-е поражение Укэ при помощи только удара (травма, нокаут).
В зависимости от цели Атэми делятся на пять основных видов:
  1. Отвлечение внимания Укэ для проведения основного действия (Дори, Кудзуси, Кансецу, Нагэ) — ложный удар, финт.
  2. Быстрый удар без вложения центра — поддержание инициативы в «слабых точках» (яп. Суки), где противник может провести контртехнику или второй удар.
  3. Атэми как вид болевого воздействия на суставы (яп. Атэ-Кансэцу) — например, удар в плечо, подбородок снизу, в выключенный локоть или согнутую кисть.
  4. Атэми как Кюсё — быстрое нажатие на болевую точку с короткой дистанции, например, тычок пальцем в «ямку» под кадыком.
  5. Атэми как бросок (например, Атэ-Тэнчи-Нагэ). Здесь Атэми может служить как способ выведения из равновесия для броска или же наоборот завершать технику после того, как Укэ уже лишён равновесия.
на главную